четверг, 12 января 2017 г.

Русское Деревянное зодчество. Конструкции и концепции.


Одним из самых красивых и сложных стилей мировой архитектуры является мой любимый стиль - Русское Деревянное Зодчество. Никто и никогда так и не смог превзойти наших мастеров-умельцев, без единого гвоздя создававших эту красоту! К сожалению, до наших дней сохранились считанные единицы подлинных исторических построек деревянной архитектуры. Ведь дерево - материал недолговечный, сильно подверженный пожарам. И если прогнившие брёвна раньше заменяли со временем на новые или перестраивали целиком здания, то сгоревшие  - оригинальному восстановлению уже не подлежали. На Руси подлинники сохранились только на Севере страны, там, где не было разорительных войн и набегов кочевников, сжигающих всё на своём пути, там, где районы были сильно удалены от развитых центров, там, где отсутствовало крепостничество. Вернёмся на несколько веков назад...   

Как известно, вся Киевская Русь была сплошь покрыта лесами. Именно это обусловило выбор славянами строительного материала. Лес изначально применяли при обустройстве землянокуглублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй и полуземлянок - жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли..

Полуземлянка
В качестве строительного материала на Руси использовали сосны, лиственницы и ели, реже - дубы и осины. У древних славян не было никаких строительных инструментов, поэтому все постройки изготавливались исключительно - топором. В лесу рубились наиболее прямые деревья, с помощью специальной формы зарубок (вырубок) складывались квадратные или прямоугольные сплошные короба, которые, в честь единственного орудия труда, использовавшегося при строительстве, называют -  СРУБами. Землянки успешно использовали на протяжении всех периодов истории Руси: как фортификационные укрепления в годы войн и как хозяйственные постройки (погреба, склады) в мирной жизни. 

Топорами постройки не только возводились, но и украшались красивой резьбой. Поэтому, все постройки на Руси обладали особой самобытностью. Фасады теремов (придуманных гораздо позже) не имели чёткой организации, зато снаружи дома богато украшали позолотой и инкрустацией, использовали национальные орнаменты в карнизах, колоннах и фризах. Кровли красили яркими красками. Со временем русские зодчие овладели приёмами высшего мастерства, которые давали возможность возводить сложные постройки высокого художественного уровня. Но начнём по порядку... 

Русь всегда удивляла тем, что мастера-строители буквально за одну ночь на пустом месте могли поставить деревянный дом или даже храм. Никого не было равного по мастерству русским зодчим. Здания складывались из заранее подготовленных и пронумерованных краской брёвен - четвериком (четыре стены), шестериком (6 стен), восьмериком (9 стен) и десятериком (10 стен соответственно). 

На смену землянкам пришли бревенчатые избы. Их основная форма - прямоугольная. Сначала брёвна складывались в сплошную стену, в которых позже прорубались окна и двери. Четыре ряда брёвен называли "венец".


Брёвна скреплялись друг с другом двумя способами: "в обло" (первая схемка) и "в лапу" (вторая схемка). 


На фото выше - брёвна сложены "в обло". Первые избы не перегружались окнами и дверями. "Красные" окна (главные) - появились чуть позже - делали невысокими, не более 3-х брёвен по высоте и на пол-бревна вверх и вниз и закрывали слюдяными пластинами. А изначально, по краям стен устраивали малюсенькие "волоковые окошки" - на одно бревно. Они служили, скорее, для вентиляции, а не для освещения изб. Ну и в них можно было глянуть на двор. В холода их "заволакивали" (закрывали проём) рыбьими пузырями. 

Позже окна стали украшать резными ставнями (сначала они были металлическими - это в богатых домах) и обязательно расписывали их узорами. 

Двери делали высотой примерно на три "венца " - то есть высотой около 12 рядов (явно ниже человеческого роста) и обрамляли - колодами - или "косяками" для поддержания прочности сруба. Такая высота дверей была и теплосберегающей, и поддерживала один из главных славянских обычаев - кланяться хозяевам перед входом в их дом.  

Полы и потолки обшивались досками - тёсом. Доски пола ("мосты") клали на "лаги" и плотно притёсывали друг к другу. А потолки клали на балки ("матицы"). Чердачные помещения засыпали землёй. Так их утепляли. В очень больших помещениях (чуть позже) "матицы" подпирались вертикальными столбами, неким подобием колонн. 

Ещё позже тёс внутренней отделки помещений стали красить, а потом расписывать красочными узорами. В очень богатых домах стены украшались ещё и красной кожей (или рогожкой у тех, кто победней). 


Крыши крылись лемехом. Лемехкровельный материал в виде небольших деревянных пластин. Изготовляется из осиновых дощечек, концы которых заостряются в виде ступенчатого клина (городчатый) либо имеют округлое или треугольное завершение. Профиль лемеха имеет выпуклую форму (сообразно покрываемой поверхности), что значительно усложняет его изготовление и повышает требования к качеству древесины. Длина одного элемента — до 50 см. Прибиваются рядами, внахлёст. Назван «лемехом» благодаря выпуклой форме, по аналогии с плугом. 

Для крыш в основном использовали - осину. И не просто так!!! Это обуславливалось свойствами этой древесины: во-первых, она была гораздо устойчивее к воздействию дождя и снега; а во-вторых, имела красивый серебристый цвет, который со временем становился только красивее.

Лемех делался трёх форм: городчатый (рис. а), заострённый (рис. б) и закруглённый (рис. в). Чаще всего использовали "городчатый". Из него делали кровлю всех видов: двускатную, четырёхфронтонную, колпаком, бочкой и шатром, луковичные. То есть и прямые, и сложные. 

Сложные - луковичные кровли - собирались на специальном ручном станке...


На фото - как раз кровля типа "городчатая". 

Прямые кровли (дву-, шести- и восьмискатные) использовались при покрытии жилых зданий и хозяйственных построек. Кровли "колпаком" покрывали хоромы (богатые дома) и повалуши (башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров). Шатровые - для покрытия крепостных башен и храмов. 


Сложные ("криволинейные") кровли украшали здания административного типа. Бочки и крестовые бочки - покрывали большие храмы, терема и дворцы. Позже и они совершенствовались по формам, усложнялись и стали делаться даже в форме кубов. 

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
P.S. Все эти варианты подробней покажу в следующих двух статьях, посвящённых деревянному зодчеству. 

Поскольку первая деревянная архитектура, благодаря изначальным прямолинейным и строгим формам, казалась слишком тяжёлой, возникла потребность как-то украсить её. Тогда появилась резьба. Она покрыла ставни окон, крылечки, фронтоны домов и наличники. Резьба была разной по типу, это диктовалось климатическими особенностями на Руси. 

Глухая домовая резьба - простая орнаментальная резьба. Выполнялась долотом, расчитывалась на солнечный свет, который давал контрастный свето-теневой рисунок, из-за чего более отчётливо прорисовывался орнамент. 

Дом Пороховщиковых на Арбате в Москве

Самые распространенные орнаменты этой резьбы включали символы цветущей природы – звери, птицы и цветы, символизирующие щедрость и плодородность земли. Львы, русалки и сказочные чудовища служили в качестве оберегов, защищающих людей от злых духов. А роль вестника счастья, радости и благополучия выполняла птица Сирин. Как видим, эти узоры были не просто украшением – они, так же, несли и мощный магический характер.

Позже появилась более изящная, ажурная силуэтная резьба - прорезная. 



С развитием культуры и потребностей жителей деревянные архитектурные формы стали усложняться. И вот появились не просто четырёхстенные избы, а мельницы, мосты, амбары, сложные крепостные сооружения, башни и сложной формы церкви. Они так же видоизменялись и усложнялись в формах и конструкциях. 

Венцом русского деревянного зодчества стали многоглавые храмы, образцы которых дошли и до наших дней на острове Кижи в Онежском озере, а один из воссозданных таких храмов можно увидеть в Невском Лесопарке под Санкт-Петербургом - Покровскую церковь в парке "Богословка"


Концепции обустройства средневековых городов.

Со временем такие церкви стали превращаться в целые храмовые комплексы с палатами, храмами, часовнями и колокольнями. И в период расцвета русского средневекового градостроительства несколько таких комплексов уже начали организовывать целые города. Они не просто строились на удобных местах, а ставились в тесной взаимосвязи с ландшафтом, природными пейзажами и особенностями местности. Здесь учитывалось всё:

1. Удобство сообщений
2. Доминантные высоты для опознавания населённых пунктов
3. Ориентация по солнцу
4. Защищённость от господствующих ветров
5. Уровень паводковых вод
6. Неприступность ( в случае осады)

При этом города должны быть ещё и красивыми. Теперь из таких комплексов складывались уже целые природно-архитектурные ансамбли, которые делились по принципам обустройства: приречные, приозёрные и приморские. Поселения (городские и сельские) формировались уже гнёздами. Гнёзда - расположение населённых пунктов не в одиночку, а группой (у славян - родами). У каждого типа гнёзд были свои особенности строительства и правила возведения.


Приречные "гнёзда".

Располагались по берегам реки, на возвышенность, как ориентир, ставили храм или храмовый комплекс. Он должен был виден издалека и со всех сторон. В комплекс входили один - два храма + колокольня. Здесь же организовывался общественный центр или, позже, приходская школа. Высота храма диктовалась площадью города (посёлка) - т.е. чем сильнее разброс жилых домов, тем выше церковь. 

На двух фото ниже - город (теперь посёлок) Старая Ладога и река Волхов. 



Дома обязательно ставились точно следуя изгибу русла реки.



Приозёрные "гнёзда".

Опять же, на самом высоком месте храм или храмовый комплекс (на высоком берегу или на острове), и дома ставились вокруг этого озера, чтоб оно отлично просматривалось из окон.



Этот принцип сохраняется и сейчас. На фото вверху - город Нахабино Московской области. Здесь церковь ставилась невысокая, соответствующая размеру озера.

Приморские "гнёзда".

Эти города сильно отличались от приозёрных и приречных. Здесь важнее было поставить постройки так, чтоб поселение как можно лучше было укрыто от господствующих ветров и, одновременно, чтоб был удобен выход в море. Поэтому города ставились возле устья рек, впадающих в море или вытекающих из него. Или в бухтах. 



Система ориентиров должна была быть продуманной больше для моряков. Они обозначали изгибы русла реки и должны были отлично просматриваться с моря. Малые постройки, такие как часовни или кресты-створы, ставились на мысах и при входе в устье реки с двух берегов напротив. На фото выше - Выборг и Выборгский залив Балтийского моря. 

Города росли, городская деревянная архитектура украшалась уже не только резьбой, но и красками, появились мощёные брёвнами улицы, сказочной красоты дворцы и другие культовые сооружения. В том числе и языческие. Города росли и развивались.


Об одном из таких древнейших русских городов - Старая Ладога - я рассказываю и показываю в ЭТОЙ статье Блогга. По всей Руси растут и растут они, население увеличивается, страна богатеет. Это, в свою очередь, вызывает "шкурный интерес" у бродячих захватнических племён и варваров, у воинств заграничных. На города стали чаще нападать, враги стали сжигать деревянные посады. На восстановление городов после пожаров, порой, не хватало времени, город подвергался очередному нападению. 

И вот князьями русскими с 1037 - 1116 годов принимаются решения перестраивать деревянные города - в камне. Первыми в камне воплотились защитные стены и башни, затем церкви и административные здания. Деревянное зодчество (со времён Петра I) потихоньку стало уходить в небытие. Но даже переходя на строительство из камня, желая сохранить русскую самобытность и традиции Деревянного зодчества, в украшении каменных построек мастера-зодчие, которые привыкли длительное время работать с резным деревом, старались воплотить подобные орнаменты и украшения и на камне. И это действительно придавало новым строениям совершенно удивительный и так же уникальный вид. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий