четверг, 26 января 2017 г.

Выставка скульптора Аделаиды Пологовой

Выставка - "Иди и след мой сохрани"  - воплощение всех чувств человеческих... 

В понедельник посчастливилось мне поработать на выставке замечательной женщины-скульптора, чьи работы понравились необычайно. 


Внимание!!! Все фотографии экспонатов выставки сделаны фотографом Ириной Терентьевой и охраняются Законом о защите Авторских Прав"!!! 



Аделаида Германовна Пологова (1923—2008) — русский и советский скульптор. Лауреат государственной премии СССР (1989 года), президентской премии в области литературы и искусства 1999, действительный член Российской академии художеств (2001). Аделаида Пологова родилась в Екатеринбурге в семье театрального художника Германа Пологова. В 1948 году закончила Свердловское Художественной училище, в том же году поступила в Московский институт прикладного и декоративного искусства. В 1952 году поступила в Ленинградское высшее художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. Умерла в Москве в 2008 году в возрасте 84 лет.

Скульптуры она делала из дерева, бронзы и камня. Где-то она использовала один материал, но где-то удачно комбинировала материалы, которые, казалось бы, никак нельзя скомбинировать. В её работах столько души!!! Но... Обо всём подробней... 

Пожалуй, самые необычные работы скульптора - Король и Королева. 
Сделаны они из тонких жестяных листов, собранных на клёпки. Но особенная прелесть скульптур в том, что держатся эти металлические детали на... простых стеклянных банках и бутылках. Мастер использовала простые 2-х и 3-х литровые банки, которые поместила внутрь, под листы. В Короле из стеклянных банок сделаны: рукава, ягодицы и голова. Бутылки чуть поменьше украшают спинку трона, а внутри ног и рук бутылки коричневые пластмассовые. В Королеве из стеклянных банок сделана грудь и юбка, внизу платье так же украшается тёмно-коричневыми пластиковыми бутылками. Они поблёскивают из-под жестяных деталей и делают наряд как-будто драгоценным. Прекрасная находка для образов!!! 

Король и Королева стали последними её крупными творениями. Она создала их в 79 лет. 

Среди экспонатов можно увидеть олицетворение, наверно, всех чувств... 

Спокойствие и безмятежность отдыхающего после добрых дел (я надеюсь) Ангелочка-Амурчика... 


И мальчика, которого не боятся птицы... Скульптура так и называется - "Мальчик, которого не боятся птицы"... Из известняка вырезан... 


Взгляды... которые говорят больше чем слова... Это автор изобразила себя с сыном, когда он собрался уезжать в эмиграцию... И мы понимаем, что она в это время чувствует... Согбенная спина, взгляд тоскливый... Щемящее чувство у меня вызывает эта работа. 


Его же (сына) она изобразила с любимой женщиной - женой... Фотографию я назвала "Две стороны одной жизни"... 


Скульптура мужчины с собакой тоже не оставляет равнодушным. Такой преданный взгляд действительно скажет больше, чем любые слова... 


Интересно показаны и сценки частной, домашней жизни. Например, такое вот чаепитие... Или, скорее всего, семейный обед... 


Очень растрогала сердце серия скульптур "Материнство". Думаю, что неспроста скульптуры этой серии Аделаида Германовна вырезала именно из дерева. Этот материал сам по себе тёплый, душевный, наверно, самый приятный для глаз и рук. Для темы материнства не найти лучше материала. Мне так кажется. 

Скульптура - "Иди и след мой сохрани". Собственно она и дала название всей выставке... 


Мама держит малыша как пёрышко, и он как-будто не на руках сидит, а парит в воздухе как великое чудо божественное... Взгляд матери усиливает впечатление, подчёркивает чувства нежности, внимания... Глаз от неё не оторвёшь. А сзади неё, на земле (постаменте), действительно вырезан след ножки - суть работы... Очень эмоциональная скульптура. 

Скульптура - "Успевайте петь колыбельные".


Вторая работа серии "Материнство". Это качалка. Некоторые детали скульптур автор покрыла золотом. Это заставило работы сиять. Возможно так она подчеркнула самое важное в своих работах: в первом случае - сердце (и душу) матери, во втором - тело малыша и прикрытые от нежности веки мамы. Прекрасные работы!!! 

От этих двух сильно отличается третья скульптура серии - "Весна на Оке"


Здесь и настроение другое, и впечатление, и чувства тоже другие. Атмосфера праздника, счастья и радости, переданная в работе, предлагает взглянуть на материнство с другой стороны - как на  великое счастье, как на что-то весёлое и жизнерадостное. 

Ещё одна работа Аделаиды Германовны, так же представленная на выставке, предлагает зрителю подумать о жизни, о предназначении и божественных заповедях.  

Скульптура - "Серафим Саровский".


Мы видим книгу в его руках... А слова молитвы этому святому начертаны на подножье скульптуры. Старец как-будто протягивает нам эту книгу и говорит: вот... живи по заповедям! Бог поможет тебе!!! 


И ещё один автопортрет видим на выставке...


Здесь скульптор себя изобразила. Она сама рассказывает о себе... Ей всегда тяжело было расставаться со своими работами, они долго ещё жили  в её сердце и душе, и уставшая женщина по окончании работы долго ещё ведёт внутренний диалог со своими произведениями. Это мы и видим в скульптуре - автор лежит отдыхает и держит в руках одно из своих творений. 

Конечно, обо всех работах этой уникальной женщины и не расскажешь в коротенькой статье. Каждая из скульптур обязательно вызывает шквал эмоций и чувств, и лучше один раз их увидеть, чем сто раз о них услышать. 

Выставка очень интересная, произвела на меня сильное впечатление. Экспонатов всего 27 штук, но я провела возле них более двух часов и могла провести ещё больше. Даже просто находится среди этих прекрасных работ приятно: атмосфера тепла и уюта, дерево, струящиеся по скульптурам краски, нетрадиционные взгляды на произведения искусства - душевно! 

Всё-таки никогда не устанешь преклоняться перед великими русскими мастерами искусств и культурным наследием нашей великой страны!!! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий