вторник, 17 мая 2016 г.

Ранний Классицизм. Кусково - русская загородная усадьба.

Времена ок. 1750 - 1850

В рамках проекта по теме поста хочу рассказать об одной уникальной загородной парадной усадьбе графского рода Шереметевых - Кусково

Уса́дьба Куско́во — бывшее парадное имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Состоит усадьба из дворца, построенного во второй половине XVIII века в стиле классицизма;  регулярного, украшенного скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (по проектам крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики. А так же в ансамбль входит - Церковь Спаса Всемилостивого (XVIII в.). Изначально Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Лучше всего до наших дней сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части.

Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых. 

Но сначала пару слов хотелось бы рассказать о хозяевах усадьбы - Шереметевых. 

Борис Петрович Шереметев
Шереме́тевы — один из виднейших боярских родов царства Русского, к которому принадлежал фельдмаршал Б. П. Шереметев, первым в России пожалованный (в 1706) титулом графа. Брак его сына с наследницей А. М. Черкасского положил начало колоссальному «шереметевскому состоянию». Первый его обладатель, граф Н. П. Шереметев, остался в русской истории как меценат, построивший и украсивший подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, а также основавший Странноприимный дом. В Петербурге Шереметевым принадлежал Фонтанный дом. 

Подобно Романовым, выводят своё происхождение от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, а его братом — Семён Епанча (конец XV века). От Андрея Шеремета и пошли Шереметевы. Его прозвище, по Н. А. Баскакову, на тюркских языках означает «бедняга»; оксфордский филолог Б. О. Унбегаун трактует его как «лев Ахмат» (от перс. sir — «лев», ср. Шахматов. В XVI—XVII веках из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, как в силу личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Так, правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, по одной из версий, убитого отцом в порыве гнева в 1581 году. Пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне и казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.

Значительно выросло влияние Шереметевых на государственные дела в XVII столетии. Тогда Шереметевы были одним из 16-ти родов, представители которого возводились в бояре, минуя чин окольничего. Боярин и воевода Пётр Никитич Шереметев стоял во главе обороны Пскова от Лжедмитрия II. Его двоюродный брат — Фёдор Иванович, также боярин и воевода, был видным государственным деятелем в первой половине XVII века. Он в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Фёдоровича Романова, был во главе московского правительства, был сторонником усиления роли Земского собора в вопросах управления страной.

Графская ветвь рода происходит от фельдмаршала Бориса Шереметева (1662—1719), который в 1706 за усмирение восстания в Астрахани был возведён в графы. Последними Шереметевыми являются - Николай Дмитриевич Шереметев (15 [28] октября 1904, Москва — 5 февраля 1979, Париж), муж Ирины Феликсовны Юсуповой (21 марта 1915, Петербург — 30 августа 1983, Кормель), отец Ксении Николаевны Шереметевой-Сфирис, родившейся 1 марта 1942 в Риме.

Все эти "бедняги" были необыкновенно богатыми и влиятельными. Каждое их имение блистало и поражало роскошью. 

Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. Изначально в данном районе Шереметевым принадлежал всего один небольшой участок, «кусок» (откуда и пошло название усадьбы), так же называл эту землю и граф Борис Петрович Шереметев. А все остальные земли, в округе, принадлежали будущему государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака сына Бориса Петровича, графа Петра Борисовича, с единственной дочерью князя Алексея Михайловича — Варенькой, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель.

В 1750—1770-х годах по заказу Петра Шереметева в Кускове была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Архитектурный комплекс создавался в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. 

Отличительными особенностями Русского классицизма можно назвать:

1. Оштукатуренные фасады, окрашенные  устойчивыми земляными красителями на известковом молоке (серые, жёлтые, оранжевые, красные и синие). Цвета были не яркими и сочными, а приглушёнными, дымчатыми (эффект этот давало как раз известковое молоко).
2. На фоне окрашенных стен чётко выделялись белые или слегка тонированные колонны
3. Лепные узоры делались из гипса, поэтому могли быть лёгкими (летящими), изящными, витиеватыми и объёмными, легко крепились на фасад.

Всё это и по сей день видим на Дворце, главном акценте усадьбы стал.

«Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769—1775 годы и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа — парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения.


Архитектура усадебного дома, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины 18 в. 

Его фасад украшают три колонных портика... 


Центральный портик — самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «PS» под графской короной.



Дополняет парадность Главного фронтона - центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы, которые служили для въезда карет. Украшены пандусы фигурами сфинксов — фантастическими существами с женскими головами и львиными туловищами.


А боковые портики с лучковыми (т.е. полукруглыми) фронтонами украсили резными военными атрибутами. 


Главный фасад дворца обращён к большому озеру, глубиной где-то 2,5 метров. Во времена маскарадов или праздничных гуляний по глади озера плавали челноки, ялики и парусная яхта с пушками, разыгрывая потешные морские баталии. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. 


Живописный пруд, на берегу которого находится дворец, был вырыт в 1751-1755 годах. Кроме него на территории усадьбы было устроено 17 прудов, позволявших осушить болотистую местность. У графа была своя увеселительная флотилия, состоявшая из золотой шестипушечной яхты для фейерверков, китайских судов, итальянских гондол и турецких челноков. На острове устраивались пикники. Вдоль берегов пруда располагались места уединения — романтические руины и рыбачьи хижины. В пруду в большом количестве водились караси, и дворовые Шереметевых бесплатно выдавали гуляющим удилища, чтобы те не тащили удочки из Москвы.

Поскольку усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений, здесь были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик - затеи, весьма характерные для Регулярного сада раннего классицизма. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.

Садово-парковый ансамбль

Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой. 


Главными принципами Регулярного сада являются:

1. Перспектива (далёкая, глубокая, от регулярного французского парка перетекающая в бескрайние пейзажные (английские позже) парки.
2. Обязательно должна быть зелёная терраса, с которой виден весь сад
3. Деревья высаживались прямыми линиями
4. Жилой дом - центральная точка сада, и расположено оно должно быть чётко по центру общей перспективы
5. Главная - центральная ось - проходит чётко посередине всего комплекса и задаёт его строгую симметричность
6. Все архитектурные формы так же устанавливаются строго симметрично относительно центральной перспективы (оси) всего комплекса
7. Возле здания применяли цветной гравий
8. Должен иметься каскад партеров
9. Скульптуры ставятся мифологического содержания

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково до наших дней сохраняет как раз все эти принципы планировки...

Между двумя главными постройками комплекса - Дворца и Главной Оранжереей - имелся прекрасный симметричный цветник со скульптурами. Сейчас в усадьбе сохранена оригинальная планировка сада XVIII века.  

Главная - центральная - ось проходит через весь усадебный комплекс и центр Дворца...



Строго симметричные, лучевые, аллеи от главных центров парка разбегаются по периметру и углам сада, на углах прямых зелёных "стен" притаились скульптуры, а вдали, в конце аллей,  таинственно "прячутся" - затейливые павильоны



Скульптуры ставились мифологического содержания... Часть статуй привезена из Италии.



Деревья и кустарники высаживались прямыми линиями, кроны деревьев стриглись в форме шара... 



Все архитектурные формы так же устанавливаются строго симметрично относительно центральной перспективы (оси) всего комплекса... О них поговорим подробней... 

Всего на территории усадьбы, как я писала выше расположены следующие павильоны: «Грот», «Оранжерея», «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.), «Швейцарский» домики, «Американская оранжерея», «Воздушный театр» и Вольер с Птицами...  


Вольер с птицами

Вот с Вольера и начну рассказ... экзотика! Там сидели - Павлины... Шикарные красавцы, яркие и ухоженные! 



Почему с вольера?! Потому, что этот замечательный павлин, на фото выше, оказался таким голосистым - всё время нашей прогулки по парку он без устали, строго периодично, кричал... издавал такой забавный звук... как-будто кошка где-то громко орёт... Вот тебе и птичка! Красавец снаружи, но... вот такой вот изнутри... Впрочем, вокальные данные этой красотули  общеизвестный факт, но именно оно - пение, так сказать - оказалось той самой изюминкой, которая наиболее полно позволила погрузиться в эпоху XVIII века...  

Эрмитаж.

Напротив Вольера для птиц, с другой стороны парка уютно расположился один из самых интересных павильонов парка - "Эрмитаж". 


Павильон в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев. На второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. 


Первый этаж предназначался для прислуги — подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящным подъёмным механизмом — столом. 

Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. На сегодняшний день в России сохранилось всего три парковые постройки данного типа: петергофский (1721-1724), царскосельский (1743 – 1753) и кусковский Эрмитажи. Этот Эрмитаж был построен в 1765 – 67 годах, под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки является переплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.

Оранжерейный комплекс.

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол.XVIII века. В них содержались и выращивались  экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и  персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде  геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII века, и, как и много другое в Кусково, было призвано «служить к удивлению» гостей.

Большая каменная оранжерея к 1763 году была сооружена по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова - самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы.



В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника. Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания.


Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для экзотических растений в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» - небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. Сейчас здесь музей Керамики

Большая Оранжерея является вторым (после Дворца) главным зданием усадьбы. Именно между ними расположился Центральный регулярный сад. Вместе с цветником и дворцом постройки образуют строгий центральный прямоугольник. Оранжерея так же центрирована по главной оси  (перспективе) всего усадебного комплекса. 

В оранжерейный комплекс входит так же и Американская оранжерея. 


Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение  на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго - восток и  юго - запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального  использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея имела исключительно утилитарное назначение.

Голландский домик.

Особенно очаровал меня Голландский домик. И чем конкретно - расскажу прямо сейчас...

Практически на одной линии с Дворцом (и "Гротом" о котором расскажу чуть ниже) расположился голландский уголок парка. Здесь стоит скромный домик, возле которого разбит маленький Голландский садик.


Домик расположился на берегу небольшого Голландского пруда. Этот пруд является своеобразным ответвлением от Большого пруда и образовывал некую гавань, через которую гости усадьбы на лодках проникали внутрь. Этот павильон был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений.

Изначально, как видим на гравюре, на берегах пруда были выстроены два деревянных павильона: Столбовая или Дорическая галерея и Пагоденбург (Китайская беседка), которые до наших дней не сохранились.


Такой ансамбль призван был окунуть гостей в атмосферу тесноватого, маленького голландского городка. Ощущение усиливали высокие трельяжные стенки, продолжавшие линию «уличного фасада» домика. 

Между Голландским и Большим Дворцовым прудом перекинут подъёмный мост.


Милый, уютный уголок. А если в мае кто-то подойдёт к домику поближе - точно задержится возле него на долгое время. Почему?! Потому что... когда мимо него проходили мы, нас остановил невероятно сладкий, пьянящий, головокружительный цветочный аромат. Мы остановились и в недоумении стали оглядываться по сторонам  - вокруг стоят только лиственные деревья, ни одного фруктового, ни сирени (рано ещё), ни одной клумбы... Откуда запах?! Чисто интуитивно обратили внимание на ограду Голландского домика...



А там... Мамадорогая!!! - как говорится... Сразу как-то не пришло в голову, что возле Голландского Домика логично было бы разбить "голландский сад". А ведь именно в нём мы и нашли ответ на наш вопрос - откуда аромат...

Голландский сад - разновидность "итальянского", только не парадный, а - интимный. Традиционно располагался симметрично, по обе стороны от дома, распланированные "зелёными кабинетами",отделёнными друг от друга балюстрадами, делались закрытыми и отличались замкнутостью. Предназначались они не для гостей, а для семейного или любовного досуга и для углублённых размышлений.

А раз сад - голландский - какие растения весной можно в нём встретить?! Правильно... В ответе на этот вопрос и заключался секрет аромата. Подойдя к ограде садика мы увидели там... огромное количество цветущих гиацинтов.



Это мой самый любимый цветок! Даже один цветочек имеет сильный сладкий аромат, а тут их - сотни. Даже голова закружилась! Шикарно!!! Надо сказать, этот маленький скромный садик оставил во мне едва ли не самое сильное впечатление от прекрас Кусково...

Голландский сад всегда отличался обилием цветов, особенно тюльпанов и гиацинтов. Владеть одним единственным экземпляром уникального тюльпана в давние времена означало практически то же, что и владение раритетным алмазом. Не удивительно, что Европа, в своё время, прошла период сумасшедшей тюльпаномании... Тюльпаны собирали коллекциями. И коллекция такая считалась настоящим сокровищем. Можно только представить сколько она стоила! Лично я к тюльпанам отношусь более-менее спокойно, хотя и очень люблю, но гиацинт - всегда был для меня самым-самым... особенно тёмно-синий. Именно синие гиацинты имеют самый яркий, самый сладки, и самый пьянящий аромат... А там их - много-много. Я невероятно впечатлилась!!!

Еле-еле оторвавшись от маленькой Голландии побрела я дальше. И по тенистым и загадочным аллеям парка...


...пришла к ещё одному павильону  - Швейцарскому домику...

Швейцарский домик

Швейцарский домик является самой поздней постройкой в усадьбе Шереметевых. Он был спроектирован архитектором Н.Л. Бенуа в 1870-е годы.



Это деревянный двухэтажный домик. Второй этаж украшен резьбой по дереву. Первый этаж с резным крыльцом и маленькими окнами построен из характерного для Швейцарии мелкого кирпича. Второй этаж – деревянный, обильно украшенный резьбой, с балконами и двускатной крышей.

В стенах этого домика в начале XX  столетия жил последний владелец усадьбы Сергей Дмитриевич Шереметьев.

Вдоль дворца через Зелёные туннели сада попадаем в другой уголок парка...


Павильон "Грот"

Одно из самых интересных сооружений в Кусково — Грот, построенный в 1755—1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами.



Стены Грота внутри оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.


«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение».

(Левшин В.А. Необходимое и полное домоводство, 1795 г.)

Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова. 

В отличие от деревянного дворца Грот был построен из камня, поэтому в жаркий день внутри царила приятная прохлада. В Италии в подобных гротах размещались купальни, однако в Кусково этот павильон также был создан для отдыха и приятного времяпрепровождения. Известно, что Екатерина II во время одного из своих визитов обедала в этом Гроте. Несмотря на то, что построен он был достаточно быстро, внутренняя отделка его длилась около двадцати лет. Для украшения стен использовались раковины, привезенные со всех уголков мира: от дальних океанов до подмосковных водоемов. Кроме того в отделке использовали мраморную крошку и цветное стекло.

Внутрь, к сожалению, в этот раз мы не попали, но снаружи полюбовались... И запечатлели с разных ракурсов... 


Рядом с Гротом в Кусково расположилась - маленькая Италия... 


Итальянский домик

Был выстроен в 1754—1755 годах под руководством Ю. И. Кологривова, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.


Итальянский домик находится в восточной части парка на северном берегу Итальянского пруда, строго симметрично Голландскому домику. Это миниатюрный «итальянский» уголок: перед домиком разбит миниатюрный итальянский сад со ступенчатой террасой, фонтанами и мраморными статуями. В здании соединились элементы западно-европейского рококо и раннего классицизма. Первый этаж домика низкий, сумеречный, а на втором - залы с итальянской мебелью и картинами. До наших дней сохранились отделка парадного зала и деревянная резная лестница. Большой зал второго этажа имеет выход в лоджию и интересен наборным паркетом, а также плафоном с изображением Дианы.

Верхние этажи -  дворцовый дом приёмов, нижний - музей - комнаты хранения раритетов.

Домик стоит на берегу "итальянского пруда". Глубиной он 2,5 м., в нём плавают красные крупные рыбы, похожие на карпиков.


На противоположном от Грота берегу пруда в усадьбе обустроены - Менажереи. Менажерея дословно – «домик для птиц» (певчих и декоративных). Построены в начале 1755 года, реконструированы с нуля в 1980-е гг. Реконструировали очень медленно, несколько лет. Это - нечто вроде зоопарка для птиц. Здесь содержались редкие птицы: американские гуси, фазаны, пеликаны. Все водоплавающие птицы жили в пяти одинаковых отапливаемых домиках.

За Менежереями сохранились остатки искусственного рва, канала, который, по всей видимости, в своё время входил в систему защитных водных преград, прокопанных по периметру усадьбы и служил для обозначения границ регулярного парка. Местами через канал возможно перейти с помощью мостиков. Сейчас канал больше напоминает живописное болотце...


Напротив Итальянского домика воссоздаётся сад с редкими деревьями и цветами и театр на открытом воздухе, созданный из растений. От Домика к театру можно будет пройти по этому симпатичному корридрчику...


Думаю, он будет увит красивыми цветочками... В XVIII веке здесь, в этом маленьком огороженном садике возле Итальянского домика располагались четыре небольших партера с фонтаном в центре, которые составляли сад. В каждом из партеров находилась мраморная скульптура - Весна, Лето, Осень и Зима. У восточной границы садика росли оранжерейные деревья в кадках.

Здесь же в 1763 году был построен Зелёный "Воздушный" театр. Все его элементы - амфитеатр, Графская ложа, зрительный зал, сцена, оркестровая яма - были созданы с помощью дерна, деревьев, кустарников, а также посадок малины и клубники. Проектом предусматривается восстановление планировки Воздушного театра с максимальным сохранением существующих элементов микрорельефа и старовозрастных деревьев.

Сцена,  расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми боскетами, внутри которых выращивались земляника и клубника, по краям украшалась высокой стеной стриженного барбариса. Амфитеатр располагался к югу от сцены, таким образом, она получала достаточное солнечное освещение.


Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой был сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. И кулисы театра уже засажены ёлочками...


Открытый театр давал возможность многим желающим увидеть представление: в числе зрителей были не только почетные гости, но и многочисленная публика, смотревшая спектакль с дорожек парка. «Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище», - писал неизвестный участник кусковского праздника.

В Воздушном театре шли комические одноактные оперы «Роза и Кола» Монсиньи, «Говорящая картина» Гретри. Его сценическая история хранит воспоминания о талантливом исполнении некоторых партий примы шереметевской труппы - Прасковьи Жемчуговой. Так в «пастушьей опере» «Тщетная ревность, или Перевозчик кусковский» по тексту известного литератора Василия Колычева с послесловием «Гулянье, или Садовник кусковский», прославляющей красоты усадьбы, она исполняла роль Анюты. В именины графа Петра Борисовича 29 июня 1782 г. была показана пьеса неизвестного автора «Кусковская нимфа».

Отсюда: http://kuskovo.ru/blind/arhitekturno-_parkovyj_ansambl1/vozdushnyj_teatr/ 


Обслуживающий персонал усадьбы.

Как видим, усадьба очень большая, и кто-то должен управлять этим хозяйством. За Американскими оранжереями спрятался Домик Управляющего. К сожалению, его мы не видели, он находится с противоположной стороны усадьбы.

А вот другие две службы: каретный сарай с сушилом и кухонный флигель - запечатели.

Каретный сарай с сушилкой... построен во II-й половине XIX века.  "Гараж" прошлых веков...


Кухонный флигель   - (также — «Розовый флигель») — 1754-1755 гг. Архитектор Ф. С. Аргунов. Во избежание пожара — кухня выносилась при строительстве комплекса в отдельное здание. Сейчас здесь располагается фондохранилище музея.


Домовая Церковь Шереметевых.

Ну и в заключении, расскажу о Домовой Церкви Шереметевых - Церковь Спаса Всемилостивого в Кускове... 


Согласно архивным документам приходской храм Всемилостивого Спаса – Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в селе Кусково впервые упоминается в 1510 году. В его ансамбль также входили колокольня и церковный флигель. Что касается земли, то при Храме было всего 33 десятин «земли сеи находятся в бесспорном владении причта». Из них, «около семи десятин» даны в аренду под усадьбу Шереметевых. Все владельцы усадьбы исправно платили ругу (арендную плату).


Церковь Спаса Всемилостивого в Кускове — приходская церковь, также известная как Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. О деревянной приходской церкви известно с 1624 года, с времён, когда здесь были расположены боярский двор и дворы крепостных людей. Приблизительно в это же время, в 1646 году, Фёдор Иванович Шереметев построил в соседнем селе Вешняково большую шатровую Успенскую церковь.

Как только Петр Борисович, получил в наследство после смерти своего отца усадьбу, сразу принял решение реконструировать её так, чтобы она могла бы поразить всех роскошью и богатством. Строительство было начато в 1737 году с возведения новой церкви. Главный и единственный престол церкви был освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Со времени строительства церковь не перестраивалась и дошла до нашего времени в своем первозданном виде. Она считается одним из редких архитектурных памятников Москвы в стиле «аненнского барокко», то есть архитектурного стиля барокко эпохи Анны Иоанновны.

Церковь эту посещали и молились такие царские особы, как: императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II, императоры Александр III и Николай II с наследником. Известно, что императрица Елизавета Петровна, имевшая в соседнем Перово имение, собственноручно вышивала воздухи и покровцы для храма Всемилостивого Спаса в Кускове. В Храме так же были и молились великая княгиня Елизавета Федоровна с великим князем Сергеем Александровичем.

После революции, а точнее в 1930-е годы церковь национализировали вместе с усадьбой. Во времена СССР Храм использовался как вспомогательное помещение для нужд музея. Как церковь - Домовая Шереметевых - храм открылся в 1991 году. Но 11 июля 2000-го года был убит настоятель Храма - иерей Игорь Чехарин. Храм был передан другому настоятелю. И только 7 декабря 2010 года Храм был передан Русской Православной Церкви. Только здесь с древних времён сохранилась традиция - на престольные праздники и после крестного хода в небо выпускать белых голубей.

В наши дни, это уникальный, интереснейший музей. Для осмотра открыты архитектурно-парковый ансамбль усадьбы и Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Московским правительством планировалось зафиксировать для усадьбы статус «Особо охраняемые природные территории Москвы».

В усадьбе и лесопарке проводились съёмки таких популярных фильмов, как «Ширли-Мырли» (1995) и «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975), где Голландский домик был представлен как жилище полковника Чеснея. В Кусково также снимались исторические телесериалы «Виват, гардемарины!», «Тайны дворцовых переворотов», «Институт благородных девиц», «Тайны института благородных девиц» и другие.

SOS

Но в настоящее время Усадьбе угрожает  масштабное строительство Северо-Восточной хорды, участок которой собираются проложить сквозь территорию парка Кусково. В результате строительства планируется вырубить 20 га. леса на земле, принадлежащей Дворцово-парковому участку - старинный лесопарк с вековыми дубами и липами. Cуществует угроза обрушения старинного коллектора для сбора московских сточных вод района Вишняки. Городская администрация ничего не хочет делать для сохранения уникального дворцово-паркового ансамбля, им выгоднее построить там дорогу. Жители района Вешняки борятся за свою жемчужину, но их мало кто слушает. Районная администрация проводит митинги, собирает подписи в петициях, но пока всё это никак не может изменить ситуацию. 



ПОДПИШИТЕ ПЕТИЦИЮ!!! Помогите спасти Усадьбу!!! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий