понедельник, 8 февраля 2016 г.

Готика, Псевдоготика и Романский стили.

Средневековая архитектура


Продолжаю серию "Стили Архитектуры" рассказом об одном из красивейших стилей - Готике. 

После падения Великой Римской Империи, об архитектурных стилях и особенностях которой я рассказывала в статьях "Древнеримская архитектура" и "Византийский стиль. Храм Живоначальной Троицы" - наступили смутные времена. Вожди и короли постоянно воевали и делили земли, и европейским государствам было совсем не до культурного развития. Поэтому Средние века историками были названы - Тёмными Веками. Культура не развивалась, но и не была утрачена. Единственная действующая невоенная (наднациональная) сила - Христианская церковь - в недрах своих бережно хранила документы, традиции, обычаи и формы общественной организации государства. Людям хотелось прекращения кровопролитных войн, хотелось стабильности и уверенности в завтрашнем дне, поэтому они и тянулись к разрушенному устройству государства. И всё это им могла вернуть - церковь, которая оберегала наследие Великой Римской Империи. Церковь стала сильной властью, которую признали народы. Но она - власть эта - оказалась не готова к единству, поэтому вместе с горячими войнами начались войны религиозные. В ходе религиозных войн победителем снова стал - Рим, а значит - Римский папа. 


И вот только с установлением в Европе папской власти и наступила та самая политическая стабильность. Главной властью в Европе стала - Церковь. Их власти подчинялись даже короли. 

Епископы
В крупных европейских городах в качестве символа папской власти и для укрепления её, стали появляться и возвышаться монастыри и кафедральные соборы. В таком соборе обязательно устраивалась кафедра. Кафедра - (от латинского слова cathedra, которое означает «кресло» или «трон») – это самое почетное место в храме, где находится кресло, предназначенное для епископа. То есть это место, это кресло и символизирует власть епископа. 
В Европе такая кафедра называлась - "Святой Престол" - на котором восседал Папа Римский. 

Но с воцарением Папы Римского народы снова не смогли жить спокойно. Ещё не все конфликты (политические и военные) закончились, а на людей свалились ещё более страшные напасти... В этот период на Земле стал кардинально меняться климат. Это разрушило существующую систему земледелия и животноводства, поэтому наступил страшный голод. В довершении всего людей "накрыла" - бубонная чума. Чума выкосила население, упал дух человеческий. И когда она чуть отступила, срочно потребовалось что-то такое грандиозное, одухотворяющее, способное поднять тот дух, что-то красивое и величественное... И этим "чем-то" стала архитектура. 

Именно в этот период она стала развиваться и вырвалась вперёд во всеоружии и блеске. Возникли два новых стиля - Романский и Готический. Второй, как мы знаем, впоследствии стал величайшим достижением человечества. 

Романский стиль.

Романский стиль стал новым витком развития классической римской базилики...

Базилика - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного количества (1,3 и 5) различных по высоте нефов. 

Нефы - вытянутые помещения, ограниченные с одной (или обеих) сторон круглыми колоннами, отделяющих их от соседних. В соборах, обычно, существует центральный (главный) неф - он ещё называется "наос" - где прихожане собираются на богослужение, и два (несколько) боковых нефа.

Романский стиль в базилике заменил круглые колонны на столбы, в плане изменил постройку с прямоугольной формы на форму в виде "латинского креста" и вокруг алтаря появилась обходная галерея - деамбулатория - по которой паломники могли проходить мимо реликвий, чтобы поклониться им. 

Ещё одной характерной особенностью Романского стиля были - массивные каменные своды и такие же стены с маленькими окошками. Из-за этого во внутренних помещениях зданий было достаточно темно. Иногда, массивные внутренние своды делались из дерева. Также, этот стиль подарил миру - полуциркульные окна и арки. Такой формы арки, двери и окна в Москве встречаются предостаточно. Например, на здании Капеллы Кафедрального (лютеранского) собора Святых Петра и Павла, что в Старосадском переулке в Москве... 



Капелла при церкви была построена в 1892 году по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля для отпевания умерших. В советские годы она была закрыта вместе с собором. Только в мае 1992 года Капелла была возвращена общине  и была освящена на Пасху 1993 года. 

В Москве, к сожалению, мне не встретились постройки подлинного Романского стиля. Ну это и неудивительно, ведь данный стиль ни в какой форме на Руси не приживался, это западно-европейский стиль, слегка затронувший некоторые страны Восточной Европы. А вот последующий за ним и многими любимый - Готический стиль - найти удалось. Правда, не совсем в классическом его проявлении. 

Готический стиль.

Го́тика (от греч. γοτθικο) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI - XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Готические соборы резко рванули в высь. Настолько высоко, насколько позволяли известные тогда строительные технологии. Похожие на корабли ажурные каменные соборы действительно выглядели величественно и невероятно красиво. 

Классический и оригинальный Готический стиль на Руси не встретишь. Здесь прижились только его "дочки" - нео- и псевдо-готика. Наиболее приближённый к оригиналу стиль - НЕОготика. Поэтому о нём, в большей степени, я и расскажу. Свой рассказ об этом стиле я решила разделить на две части. Поскольку изначально (а я стараюсь соблюдать хронологическую последовательность развития архитектуры) Готический стиль сформировался как стиль Соборов, сегодня о них и поговорим.  Во второй части, когда мы доберёмся до XVIII века и разговор пойдёт именно о Неоготике, расскажу о гражданских строениях (дворцах, усадьбах, гостиницах и т.д.)

Так вот... Начался Готический стиль с той поры, когда известная романская "полуциркульная арка" получила - стрельчатость. Именно она, новая "стрельчатая арка" и легла в основу всего стиля. Стрельчатыми стали двери и окна. Внутрь соборов ворвался свет... 

Внутренний интерьер  Англика́нской церкви Свято́го Андре́я в Москве́...



Построена Англиканская церковь была для московской английской колонии. Письмо с запросом на её строительство было отправлено в Лондон. Оттуда в Москву пришёл  проект типично английской церкви в стиле викторианской готики. Община проект одобрила, собор был построен. Официальное освящение церкви в честь Св. апостола Андрея (покровителя Шотландии, что не удивительно, поскольку шотландцы были наиболее уважаемыми и богатыми членами британской общины в Москве) состоялось 13 января 1885 года, — прибывшим из Лондона епископом Титкомбом. 

Как я предупреждала выше, архитектурный стиль этого собора не совсем готический, это - НЕОготика. Но чтоб проиллюстрировать готический стиль, я решила всё-таки забежать вперёд. Позже к неоготике ещё вернёмся. Возникла Неоготика много позже, не в Средние века, а во второй половине XVIII века. Но её возникновение, в принципе, стало возрождением старинного готического стиля. 




Помимо стрельчатости, другими особенностями Готического стиля были:

-прямоугольная планировка
-строгая цветовая гамма (жёлтый, красный и синий)
-стрельчатые и ребристые арки (в том числе "аркбутаны")
-высокие длинные залы со столбами посередине
-витражи и витражные круглые окна "Розы" 
-пинакли
-крестовые и веерные своды
-горгульи




Англиканский Собор Святого Андреяэто однонефная неоготическая красно-кирпичная базилика с башней, увенчанной четырьмя небольшими остроконечными башенками-пинаклями.



Здесь мы, как раз, видим и прямоугольную планировку, и традиционный жёлтый (красно-жёлтый) кирпич, стрельчатые окна. Окна церкви, как положено, ранее украшали витражи, но в Советское время они были утрачены. 



Во время московских боёв в октябре 1917 года, большевики, установив пулемёт на башне церкви Святого Андрея, пытались остановить продвижение войск Временного Правительства к Моссовету через Большой Чернышёвский и Брюсов переулки. 

После Октябрьской революции церковь ещё некоторое время действовала; последнее упоминание относится к 1920 году, когда 11 апреля состоялось бракосочетание Френка Альберта Уэйла и Елены Балаковой. О времени закрытия церкви информация отсутствует, но известно, что 5 февраля 1921 года она была предоставлена для размещения дипломатического представителя Финляндии в РСФСР Антти Ахонена. 

В дальнейшем помещение церкви стали использовать как склад, а потом как общежитие. С 1960 года в нём располагалась студия грамзаписи «Мелодия».

Новая жизнь собора как религиозной общественной церкви началась только в 1991 году. Богослужения проходили раз в месяц. В 1993 году в Москву был назначен капеллан и богослужения стали проводиться каждое воскресенье. 19 октября 1994 года, во время визита Её Величества Королевы Великобритании Елизаветы II в Москву, тогдашний (первый) президент России - Борис Ельцин - пообещал полностью вернуть здание церкви её законному владельцу — англиканской общине. Это и было сделано. Богослужения проходят только на английском языке. Большинство прихожан этой церкви родом из Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Уганды, Зимбабве, Нигерии, Южного Судана, Кении и других стран, говорящих на английском языке. 

Ещё одной особенностью Готического стиля стало появление  - плетёных резных орнаментов. Элементы этой резьбы мы можем увидеть на шпиле Лютеранского Кафедрального Собора Петра и Павла, что в Старосадском (фото Капеллы этого храма смотрим выше). Фрагмент оформления полуциркулярного окна видим справа на "вырезке" из фотографии.  

Община свв. Петра и Павла была образована в 1626 году, когда от старой московской лютеранской общины отделилась новая община под руководством пастора Якоба Нойенбурга. Несколько раз лютеране строили свои часовни или молитвенные дома, но каждый раз либо землю отнимали, либо сгорали деревянные аналоги. И только в 1817 году община выкупила усадьбу Лопухиных близ улицы Покровки в Космодамианском переулке (с 1922 года — Старосадский переулок) и на средства короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, а также императора Александра I, началась перестройка купленного дома под церковь, возведения купола и креста. 18 августа 1819 года эта новая постройка была освящена. В феврале 1837 года в церкви впервые зазвучал орган. В 1924 году, с переносом столицы из Петербурга в Москву, Кафедральный собор стал главным лютеранским собором всего Советского союза. В Москву был перенесен церковный центр — резиденция епископа и Высший церковный совет.





Однако история этого собора не столь проста. Его не обошли репрессии, расстрелы, разграбление, упадок и... участь кинотеатра. Собор передавали студии «Диафильм», которая произвела перепланировку здания, разбив его на несколько этажей, а интерьер собора был полностью уничтожен. Перед VI Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 году был разобран шпиль собора. И только в 2004 году началась обратная реконструкция Собора. 18 декабря 2005 года, в день столетия со дня первого освящения, совершено повторное освящение престола. 30 ноября 2008 года, в 1-е воскресенье Адвента, во время торжественного богослужения состоялось освящение собора. В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль. В июле 2011 года студенты Рижской художественной школы установили в соборе, созданные из ценных пород дуба, липы и сосны, новый неоготический алтарь с резными стрельчатыми арками и шпилями, подвесную кафедру с балдахином, новую купель, подставку для пасхальной свечи, а также балюстраду, отделяющую алтарную часть от центрального нефа, тем самым преобразив алтарное пространство собора. Таким образом и этот собор получил стиль - НЕОготики. 

Самым ярким представителем Готического искусства (опять же - НЕОготики) в Москве по праву считается Собор во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии...


Не моё фото!!!

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. 

Этот собор устроен по самой классической схеме и оригинальным канонам Готического Кафедрального католического Собора..



Здесь можно увидеть и нартекс (притвор) - входное помещение, предназначенное для лиц, не имеющих права входить внутрь собора; и наос - главный неф (основное вытянутое помещение со скамьями, где находятся прихожане, слушающие службу) и боковые нефы (помещения, вытянутые вдоль наоса и отделённые от него колоннадами); 



и трансепты (поперечные нефы в крестообразных храмах, пересекающиеся с наосом под прямым углом) и башней над средокрестием (традиционной, для стиля Готики)



и стрельчатые витражные окна...







К сожалению вечером, когда я снимала собор, самого большого витража не видно во всей его красе, а дневных фото пока нет. На днях съезжу туда днём и заменю фотографию. Пока пусть постоит эта... 



имеется и окно "роза"



Само здание традиционно опирается на 10 контрофорсов (вертикальные конструкции, представляющие собой выступающие части стены - вертикальные рёбра, предназначенные для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов). В стороны расходятся два трансепта (поперечные нефы в крестообразных храмах, пересекающие основной (продольный) неф под прямым углом.  



Совершенно замечательно смотрятся - аркбутаны - наружные каменные полуарки, передающие горизонтальное усилие распора сводов собора на опорные столбы вне храма... 



А чУдные готические столбики-шпили с пинаклями в "крабах" очень украшают Собор. Пинакли- вертикальные остроконечные башенки с "крабами" (иголочки такие на шатре)





Также здесь можно увидеть - деамбулаторий (обходная вокруг Престола галерея, для прохождения прихожан мимо святыни Алтаря  - здесь это мощи святого апостола Андрея - чтобы поклониться ей). 

Соборы, которые в России строили иноземные конфессии, гораздо позже, чем появилась классическая Готика  в Европе, переработав старинный стиль, получили - НЕОготику, и это направление, как я говорила в начале рассказа, было наиболее приближённое к оригинальному готическому искусству, а вот сам русский народ при переработке получил - ПСЕВДОготику. 


Псевдоготика.

Псевдоготика тоже появилась гораздо позже, чем возникла сама Готика, но чуть раньше неоготики. Это стиль Екатерининской эпохи. Это направление в русской архитектуре, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко, нередко насыщенными масонской символикой. После смерти Екатерины II развитие русской готики продолжалось, но, в отличие от неоготики, с подлинным средневековым зодчеством русская готика имела мало общего. Архитектурный язык русской готики, как считается, изобрел В. И. Баженов при строительстве Царицынского дворца (начиная с 1776 года). Здесь сразу бросается в глаза отличие от монохромной европейской готики — широкое использование красного кирпича с белокаменными деталями...

P.S. Фотографии Царицыно в большинстве сделаны в 2012-2013 году... ;-) 

Фото 2014 года

В ансамбль Царицынского Дворца присутствовали и стрельчатые готические аркады с проёмами, особенностью стали стрельчатые кокошники над окнами, орнаментальные готические сплетения украшали окна в кровлях башен... 


Фото 2013 года

...присутствовало и орнаментальное заполнение стрельчатых арок Фигурного моста... 

Фото 2012 года

Даже такие готические элементы как "крабы" (остроконечные завершения кровли) встречаются на галерее Фигурного моста, и на проходной дворцовой арке - колоннаде Парадного входа... Монументальные каннелированные полуколонны акцентируют углы башен...


Фото 2012 года

Ведущим визуальным элементом дворца, определяющим его силуэт, стали именно угловые башни... 




Благодаря им готические мотивы в Царицыне стали ещё более выраженными. Тем не менее шатровые завершения башен стилистически восходят и к башням Московского Кремля. В здании, несмотря на его общий готический облик, явно проступают черты классицизма, ставшего к 1790-м годам ведущим направлением русской архитектуры. 

Все постройки Дворцового комплекса отделкой гармонировали друг с другом. Проиллюстрирую на примере Среднего Дворца (или Оперного Дома)...


Фото 2012 года
Предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II. В его центральной части имеется декоративный рисунок, напоминающий театральный занавес, со звёздами, кругами и планетарными знаками, намекающими на масонство архитектора. К масонской символике в оформлении дворца также относят декоративные детали второго этажа наподобие обелисков с заострёнными штырями — «лестницы вольных каменщиков».

Вот такая она с одной стороны - разная -  эта Готика, с другой - настолько стильная, что ни с каким другим стилем архитектуры не перепутаешь. Как я говорила ранее, к продолжениям этого стиля я ещё вернусь, когда буду рассказывать о гражданских постройках, о тех временах, когда (по хронологии) возникла НЕОготика... К тому времени, сменив эпоху Просвещения, наступила новая эпоха - так называемый Романтизм! Тогда, в начале XIX века, "романтизм" стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий