четверг, 4 февраля 2016 г.

Гоголевский бульвар, путешествие через века...

Вот и подошла к концу серия репортажей "Бульварное Кольцо". И завершается цикл фоторепортажей об этом историческом комплексе рассказом о последнем - десятом бульваре - Гоголевском.  

Го́голевский бульва́р (до 1924 года — Пречи́стенский бульвар) — бульвар в Центральном административном округе города Москвы, входит в Бульварное кольцо. Проходит от площади Пречистенские Ворота до площади Арбатские Ворота. Своё первоначальное название — Пречистенский — бульвар, как и площадь Пречистенские Ворота, от которой он отходит, и расположенная неподалёку улица Пречистенка, получил по церкви Пречистыя Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре. В 1924 году, в период празднований 115-летия великого русского писателя Н. В. Гоголя, Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский.

Начинаем наш путь с века XVII-го...  Чертолье! Старинный московский район, о котором я уже рассказывала в статье "Чертолье. Дворцы и усадьбы"

От самого начала Гоголевского бульвара в сторону от центра Москвы убегает старинная дорога из Кремля в далёкий Новодевичий монастырь, основанный в 1524 году великим князем Василием III в память освобождения Смоленска от польского владычества. Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после учреждения опричнины, в которую по повелению Ивана Грозного была включена Чертольская улица. В XVII веке большую часть правой стороны загородной части Чертольской улицы занимали дворы Конюшенной слободы, за которой с середины столетия размещалась слобода стрелецкого приказа головы Афанасия Ивановича Левшина. На противоположной стороне улицы расположились земли другого стрелецкого приказа.

В 1658 году улица была переименована в Пречистинку - получив новое название по имени иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в Новодевичьем монастыре, куда вела улица. С конца XVII века Пречистенка стала постепенно превращаться в одну из наиболее популярных среди московского дворянства улиц.

XVII век.

В самом начале улицы (совсем рядом с Гоголевским бульваром) в 1687 году поселилась семья князя Прозоровского Бориса Ивановича (12 июля 1661 — 6 апреля 1718). Князь работал управляющим Оружейным приказом. Были выстроены прекрасные Белые палаты... 


Белые палаты являлись главным домом усадьбы князя Прозоровского. И несмотря на то, что по традиции дома строили в те времена в глубине двора, это здание — было поставлено на красной линии улицы, то есть прям возле неё. Стены дома толщиной более метра, арка первого этажа была проезжей и вела во внутренний двор. Имеются сводчатые подвалы.



В 1674 году Прозровский стал комнатным стольником царевича Иоанна Алексеевича. В период двоецарствия Иоанна и Петра Алексеевичей он постоянно сопровождал царя Иоанна по богомольям. Прозоровский сопровождал царя в поездках его в Архангельск. В 1698 году Пётр I вызывал князя к себе в Воронеж, где был назначен чрезвычайным послом в Вену, но по политическим соображениям посольство это было отменено. В 1712 году в числе немногих свидетелей Прозоровский присутствовал в Петербурге при бракосочетании Петра І с Екатериною.

После смерти Прозоровского усадьба была продана, и с 1730 года хозяевами палат была семья Фаминцыных, которые сделали пристройка, закрывшая декор южной стены. С конца XIX века по начало XX века располагался здесь трактир. Затем открыт кинотеатр. В советское время дом был сделан жилым.

Пройдя чуть дальше и свернув в Чертольский переулок видим ещё один симпатичный особнячок... ещё одни Палаты XVII века...


Чьи это палаты - сказать не могу. Но и невооружённым глазом видно, что архитектура особняков идентичная. Высокий подклет, где, скорей всего располагались хозяйственные помещения: кухня, погреба и служебные помещения и жилой этаж. Характерной для тех времён архитектурной особенностью является и наружная белокаменная лестница, ведущая в жилые помещения прямо с улицы.  По высоте крыши и размерам здания можно сказать, что здесь жили не столь богатые люди... Может купец какой...

Ещё один особнячок встретился в Большом Афанасьевском переулке... Это Палаты Зиновьевых-Юсуповых


Более ста лет (1649–1755 год) домом владел род Зиновьевых. Стольник П.П. Зиновьев выстроил каменные палаты на своем участке в 1680–1690-х годах. Известно, что в 1685 году Зиновьев получал ссуду на каменное строительство. Из рода Зиновьевых, владельцев этого дома, была жена петровского гардемарина и московского губернатора князя Бориса Юсупова - Ирина Михайловна. В 1776 году палаты принадлежали уже прадеду Льва Николаевича Толстого графу Андрею Ивановичу, внуку первого графа в роду Толстых Петра Андреевича, деятельнейшего сотрудника Петра I.

Ещё один уникальный памятник истории и культуры XVII — XIX веков  - Усадьба Лопухиных располагается в непосредственной близости от Московского Кремля, на территории одного из старейших урочищ Белого города — Чертолья.


Основой существующего главного здания усадьбы являются палаты, возведенные около 1689 года Федором Авраамовичем Лопухиным (отцом первой жены Петра I Евдокии Федоровны) на подаренных царем землях. Главный дом усадьбы Лопухиных несколько раз менял владельцев и активно перестраивался в классическом стиле и, вдальнейшем, с приемами зрелого классицизма рубежа XIX — XX веков.

В 1802 году усадьба уже принадлежала действительной тайной советнице графине В.А. Протасовой, вдове А.Я. Протасова – воспитателя великого князя и будущего Императора Александра I. В 1802 году усадьба уже принадлежала действительной тайной советнице графине В.А. Протасовой, вдове А.Я. Протасова – воспитателя великого князя и будущего Императора Александра I. В 1830-х годах дом у Протасовых снимал генерал-майор Д.Н. Бологовский, человек интересной судьбы. Известно, что он был причастен к заговору против Павла I, участвовал в сражениях при Бородине и Лейпциге, водил дружбу с отцом и дядей А.С. Пушкина. Не исключено, что и сам поэт, также знавший Бологовского, бывал здесь у него. В 1850 году усадьба перешла к церемониймейстерше А.П. Бахметьевой. Есть сведения, что состоявший в знакомстве с ее мужем Н.В. Гоголь посещал их в этом доме.

После 1917 года усадьба Лопухиных использовалась под жилые и административные нужды.

В конце XX начале XXI века в усадьбе проведены масштабные реставрационные работы с приспособлением памятника под нужды Центра-Музея имени Николая Константиновича Рериха.


XVIII век

В веке XVIII-ом в мировой архитектуре произошёл кардинальный переворот. Народам снова захотелось вернуться к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Началась эпоха Возрождения. Люди вернулись к Классицизму. Города стали меняться. Дворянские особняки принимали новые формы: пристраивались строгие колоннады, фасады становились классически греческими (даже со скульптурными фронтонами), украшались греческой скульптурой. Цвет особняков с белого меняется на яркий жёлтый, белыми остаются только украшения.

Одним из характерным для того времени особняком является Усадьба Хрущевых-Селезневых...






История усадьбы восходит к концу XVII - началу XVIII века (на её территории даже сохранилась постройка XVII века).  До войны 1812 года домом владели известные семьи княжеских и дворянских родов Зиновьевых, Мещерских, Васильчиковых, Барятинских. Во время пожара 1812 года здание значительно пострадало. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы, принадлежавшей прежде князьям Барятинским, купил гвардии прапорщик в отставке Александр Петрович Хрущёв и сразу начал отстраивать её заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома архитекторами Доменико Жилярди и Афанасием Григорьевичем Григорьевым был возведен красивый ампирный особняк, который окружили многочисленные служебные постройки и небольшой сад с павильоном.

 Зимний сад был пристроен к усадьбе в 1881 году Н. А. Артемовским.


В усадьбе имелся и большой городской сад. В советские годы на его территории было выстроено здание  «Немецкой школы», позднее перестроенное для 2-ой специальная артиллерийской школы. Заканчивали ту школу известные военачальники, артисты, учёные, дипломаты. Среди них 6 Героев Советского Союза. А так же Тимур Фрунзе, Глава разведки ГДР «Человек без лица» Маркус Вольф, народная артистка РСФСР Ольга Александровна Аросева. Из современников знаменитый адвокат и хранитель традиций клуба «Что? Где? Когда?» Михаил Юрьевич Барщевский. А от усадебного Сада Хрущёвых-Селезнёвых остался только небольшой сквер...


После 1917 года в усадьбе размещались различные учреждения, работа которых была связана с сохранением культурных ценностей. В течение семи лет (1924—1931) здесь находился Музей игрушки. В апреле 1940 года здание было передано Литературному музею.

После пожара 1812 года заново была отстроена и Усадьба Офросимовых в Чистом переулке...


Усадьба представляет собой деревянные главный дом и флигель, большой сад. Ограда построена в 1879 году; видимо, тогда же выполнено существующее оформление фасадов с привнесением сухости и элементов эклектики, устроен стеклянный фонарь и переделаны интерьеры.

Изначально, это владение, самое крупное в переулке, принадлежало полковнику А. А. Обухову, а к концу ХVIII века перешло к супруге обер-кригскомиссара Анастасии Дмитриевне Офросимовой, известной в Москве благодаря своему решительному, властному, прямому характеру. О ней много писали в мемуарах и даже сатирических куплетах начала прошлого века. Обессмертили же ее два известнейших литератора: Грибоедов, который в списке действующих лиц «Горя от ума»  назвал ее: «Старуха Хлестова, свояченица Фамусова» и Толстой, который в «Войне и мире» показал ее под именем Марьи Дмитриевны Ахросимовой. В обоих случаях Офросимову узнали все.

Ныне в усадьбе располагается резиденция Московской патриархии.

К концу ХVIII века в Москве зародился ещё один новый стиль - Ампир. Стиль ампир является завершающим этапом классицизма. В Российской Империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в России было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой.  В нашем городе, стиль характеризовался как "московский ампир". Такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма — московский стоял к нему ближе.

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям.

Одним из ярких представителей этого стиля стал Главный дом городской усадьбы М. С. Грачева - А. В. Толстого


Здесь, на фасаде, видим и греческий лепной портик, и пилястры с кариатидами. Декор выглядит амбициозно и, как точно предполагает стиль, театрально...


Дом был построен в 1815 году. Первоначально он представлял собой довольно неприметное одноэтажное здание. Предположительно, деревянная постройка была облицована крашеными досками, а окна обрамлены простыми наличниками. Ну а в 1884 году, по заказу нового хозяина усадьбы М. Грачёва, под руководством архитектора Сергея Аркадьевича Елагина была проведена реконструкция здания. Именно тогда усадьба приобрела этот пафосный облик, соответствующий социальному статусу владельца и модным архитектурным тенденциям того времени.

В это же время в России процветают такие роскошные стили как Барокко и Рококо. Наиболее характерно этот стиль в западной части России - расстраивается Санкт-Петербург. Но в Москве они не приживаются. Самые богатые знатные дворяне (князья) выстраивают свои дворцы в излюбленном уже Классицизме. Одним из величественнейших построек того времени близ Гоголевского бульвара стал знаменитый - Пашков Дом... 


Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Вправо и влево от центрального массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма. В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный (гладкий, без желобков-каннелюр) коринфский ордер. По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. 

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, украшена пышными вазами. Бельведер, увенчивая здание Пашкова дома, подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции здания.

А в Знаменском переулке (с другой стороны Гоголевского бульвара, ближе к центру Москвы) сейчас под лесами и реставрационной сеткой спрятался ещё один замечательный особняк конца XVIII XIX - Усадьба Вяземских-Долгоруковых

Фото из начала XX века
Особняк, как выявила реставрация, построен на плане построек XVII века. В конце XVII-го начале XIX-го фасады были также оформлены в стиле классицизм, имелись традиционный цокольный этаж, портик был оформлен колоннами.

В XVIII веке дом принадлежал Голицыным, при императрицах Анне и Елизавете им владел генерал-губернатор Москвы князь Сергей Алексеевич Голицын. А князь Андрей Иванович Вяземский приобрёл усадьбу (на имя жены, Евгении Ивановны) около 1790 года. Усадьба занимала огромную территорию, здесь находились главный дом, многочисленные хозяйственные постройки и сад. Здесь же в 1792 году родился его сын, знаменитый литератор Петр Андреевич Вяземский. Жил в этой усадьбе, позже, жил и Карамзин. Сюда приезжали Жуковский и Батюшков. В 1812 году, за два месяца до пожара Москвы усадьбу купил Иван Акинфиевич Тутолмин — главный смотритель Императорского воспитательного дома. В 1834 году его владельцем стал статский советник А. В. Абаза. В 1843 году усадьбу приобрёл отставной артиллерист штабс-капитан Афанасий Алексеевич Столыпин.

И наконец хозяевами усадьбы стали Долгорукие.  Сначала княгиня Наталья Владимировна Долгорукова, урождённая Орлова-Давыдова. В начале XX века усадьба перешла князьям Петру и Павлу Долгоруковым. В усадьбе в 1905 году проходил съезд кадетской партии, в основании которой участвовали братья Долгоруковы...

В 1896—1898 гг. на первом этаже дома снимал квартиру художник Валентин Серов.

В годы революции усадьба, конечно же, была национализирована. Так она выглядела в те годы.. В 1921 году её занял Институт К. Маркса и Ф. Энгельса.

Фото 1917 года

Институт переломал все комнаты, уничтожил внутреннюю отделку помещений. На территории усадьбы было выстроено несколько зданий. А со стороны Колымажного переулка в ранние советские годы был построен коттедж — копия дома Фридриха Энгельса в Манчестере. Сейчас он выглядит так... В 1962 году в здании был открыт Музей К. Маркса и Ф. Энгельса


И только в январе 1992 года музей был закрыт в связи с прекращением деятельности Института марксизма-ленинизма.

Сейчас усадьба находится на реконструкции. Правда не могу пока понять, что же с ней дальше будет... Реконструкция идёт по плану "Музейный городок", одобренном правительством ещё в 2013 году... Строятся там какие-то подземные этажи, как говорят под них уничтожается старый парк усадьбы, дубы столетние выкорчёвываются... В-общем, ничего удивительного для нашего времени...


На примере Усадьбы Вяземских-Долгоруких мы постепенно добрались и до века XIX-го. Как же изменилась Москва в это время?



XIX век

На рубеже XVIII-го - XIX-го веков в России произошёл грандиозный скачок индустриализации, вперёд вырвались транспорт и коммуникации. Появились поезда, электричество, телеграф и, вскоре, телефон, автомобили. Города стали благоустраиваться, в силу чего начались активные перепланировки и перестраивание особняков. Прокладывались водопровод и канализация, на улицах появлялись фонари, создавался общественный городской транспорт.

Контроль над планами частной застройки уже не велся, город стал застраиваться хаотически и, как говорится, кто во что горазд. У кого сколько денег, тот так и вкладывался. Каждый стремился придать своему дому броский, индивидуальный облик, тем самым выделяя его из общей архитектуры. Облик городов заметно ухудшался, утрачивал художественную гармонию, свойственную городам классического периода. В города хлынул народ, а земля получила статус - "товара". Высокая стоимость земли и увеличение притока населения в города обусловило появление многоэтажных Доходных домов... Строительство таких домов стало выгодно для вложения капиталов.

Дворянские особняки и помещичьи дворцы в городах всё больше вытеснялись многоэтажками (тогда от 4-х до 6-ти этажей). Традиционно первые этажи в них отводились под торговые (коммерческие) цели: лавки, магазины, склады, "офисы" сферы услуг. Классика стала распадаться, уступаю место новому стилю - Эклектика.

Например, нынешнее здание Посольства Туркменистана...


Здание построено в 1908 году как доходный дом. Архитектор Г. П. Евланов. Позже перестроен.

Или вот Доходный Дом И.М. Коровина в Староконюшенном переулке...


В конце XIX — начале XX века доходные дома чаще всего содержали небольшой внутренний двор-колодец или двор-щель, а всё остальное пространство участка, принадлежащего домовладельцу, было занято самим зданием. В окрестностях Гоголевского бульвара такие тоже есть...



В XIX веке в городах появились новые типы городских сооружений: торговые центры, банковские здания, административно-конторские, учебные, научные, выставочные, зрелищные, музейные, больничные, казарменные, культовые здания, транспортные и инженерные сооружения.

Например, Комплекс Пречистенской Пожарной Части... 


Самая старая часть здания — левая угловая половина. Она построена в 1764 г., имеет сводчатый первый этаж и в целом сохранила планировку. На рубеже ХVIII и ХIХ веков дом был надстроен и получил классический облик.

В «послепожарные» (1812 г.) годы владение принадлежало семье генерала А. П. Ермолова, а в 1835 г. куплено казной для размещения полицейской части, при которой было пожарное депо. На главном корпусе, выходящем на Пречистенку, была построена пожарная каланча, снесённая в 1941 г. для дезориентации авиации противника.  В 1915 г. был построен длинный корпус по Чистому переулку, повторяющий мотивы главного фасада.

И всё-таки, Классицизм терял свою актуальность в городской архтектуре  XIX-го века, сдавал свои позиции новой "современной" Эклектике.

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Это, так называемая, архитектура в стиле "НЕО"  - применение «исторических» архитектурных стилей (НЕОренессанс, НЕОбарокко, НЕОрококо, НЕОготика, псевдорусский стиль, НЕОвизантийский стиль, индо-сарацинский стиль и неомавританский стиль). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней уже есть принципиально другие свойства. Например, Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он уже утратил свою исключительность. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках.

Эклектика - это не совсем стиль, это многостильность и многофункциональность. Постройки различного назначения строились по-разному, в отличии  от Ампира, например, где все постройки, в независимости от назначения, выдерживались одинаково внешне.

Одним из наиболее ярких примеров эклектики в архитектуре России, в данном случае в Москве, может служить храм Христа Спасителя, который находится в самом начале Гоголевского бульвара, построенного в Русско-византийском стиле К.А. Тоном.


Это здание с 36 внешними колоннами, 20 арками, 60 окнами и 12 наружными дверями. Позолоченные купола сужаются кверху, главы оформлены в виде 8-угольных башен. Внутренняя конструкция здания поддерживается 4 столбами; вокруг всего храма проходит внутренний коридор.

К Эклектике относиться и НЕОготика. Частные особняки стало модно украшать различными готическими элементами...




Подробней стиль НЕОготики я разбираю в статье - Псевдо(нео)готика, Готика и Романский стили
и в статье - НЕОготика в Москве

Ещё один красивейший особняк в стилях Эклектики находим в Калошином переулке - это деревянный Жилой особняк Лопырёвского



Яркий особняк с медальонами, деревянный, одноэтажный с антресольным и белокаменным цокольным жилыми этажами, дом возведен был в 1852 году архитектором Михаилом Лопыревским для себя. По преданию, он – побочный сын одного из князей Голицыных, воспитанный в семье титулярного советника Лопырёва. Михаил Осипович работал на строительстве Оружейной палаты и Конюшенного корпуса в Кремле, а также состоял в комитете по построению храма Христа Спасителя и преподавал в Земледельческом училище.

Как видим по фотографиям, в XIX веке, благодаря новым архитектурным веяниям, город раскрашивается во всевозможные цвета радуги. Если раньше, по одному единому замыслу практически все городские особняки имели сначала строгий белый, потом жёлто-белый цвет, то теперь они все становятся разноцветными. Постепенно в московской эклектике выделились три основных направления. Русско-византийскую ветвь эклектики можно проследить в фасадах Большого Кремлевского Дворца, где архитектор К. Тон объединил элементы древнерусской и византийской архитектуры. На примере фасада Московского политехнического музея (архитекторы И. Монигетти и Н. Шохин) прослеживается влияние второго направления, в котором использовались характерные приемы русского деревенского декора, орнаменты вышивок и прикладного искусства. И третий стиль перекликался с московской архитектурной традицией середины 17 века, но в противовес ее «нарядности» этот стиль был вычурно-сухим (Исторический музей, архитекторы В. Шервуд и А. Семенов).

Эклектика, по сути, произвела настоящий взрыв в архитектурных пристрастиях горожан. Этот вычурный, яркий, более стиллизаторский подход к архитектуре выглядел как - театральные декорации. Да, Эклектика была очень красива, но всё же не выдерживала архитектурной критики. Критика единодушно осуждала "ненастоящий" стиль. А потому спровоцировала новый поворот в развитии градостроительства - поворот к рационализму.

И вот в конце века XIX-го поиски новой направленности зодчества привели к возникновению ещё одного стиля - Модерн. Шла эпоха машин, строительные технологии не стояли на месте. Железо (главным образом железобетон) совершило новый переворот в строительстве. Теперь "на передовую" вышли такие материалы как: железо, сталь, железобетон, большеразмерное стекло, изразцовый кирпич. Возникли новые строительные конструкции. Развитие промышленности весьма способствовало новому развитию зодчества.

Стремление к внешней неповторимости и оригинальности зданий побуждало архитекторов часто прибегать  к чрезмерному использованию декоративных элементов в оформлении фасадов: декоративной и орнаментальной облицовке, керамической мозаике и скульптурному убранству. Они изображали специфически стилизованные цветы, причудливо изгибающихся и переплетающихся между собой болотных растений и других элементов флоры.  

Самым первым и ярким представителем стиля Модерн в Москве стал  Особняк Листа, который расположился как раз в окрестностях Гоголевского бульвара в Глазьевском переулке...  Построен он был  в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым  


Орнаменты и мозаики...


                   
 

В жилых домах теперь появились эркеры, окнам стала придаваться различная конфигурация...



Модерн - был слишком радикален, здания, построенные в этом стиле были своего рода игрушками аристократов, а общественность  в целом не воспринимала его всерьёз. Его высмеивали, хозяев-аристократов таких зданий обвиняли в "упадничестве нравов". Под давлением этой самой общественности стиль, или как его называли сами модернисты - всего лишь рациональная форма дизайна - просуществовал не более полутора десятков лет.

В начало XX  века Москва вошла уже в стиле - Ретроспективизм.

XX  век.

Ретроспективизм — традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением. Термин ретроспективизм — сугубо российский.

Ретроспективизм в узком смысле есть неоклассицизм — направление архитектуры предреволюционных лет (1900—1917), основанное на обращении к российскому классицизму конца XVIII и первой трети XIX веков. Именно это направление Ретроспективизма стало ведущими в развитии сталинской архитектуры.  Ретроспективизм в широком смысле включает в себя и неоклассицизм, и русский стиль 1900—1917 годов (А. В. Щусев)

В стиле НЕОклассицизм в Москве, в Пречистенском переулке (что тоже находится в окрестностях Гоголевского бульвара) есть один интересный особнячок Дом И. А. Миндовского


По словам историка архитектуры А. В. Иконнова, здесь - «особенности московского стиля "ампир" доведены почти до гротеска – приземистые колонны имели раздутые контуры, похожие на бочки и подавленные высокими антаблементами». Николай Миндовский прожил в доме с 1906 по 1917 год. После 1917 года здесь располагался ЗАГС, в котором расписывались Сергей Есенин с Айседорой Дункан и Михаил Булгаков с Любовью Белозерской.

Псевдорусский стиль или русский (НЕОрусский) стиль (включает русско-византийский стиль) — ещё одно условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Одним из ярких представителей этого стиля в Москве является Деревянный Дом Пороховщико́ва что в Староконюшенном переулке (близ Арбата)


Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно соединило в себе приёмы национальной русской архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик


Из НЕоклассицизма, как я говорила выше, развилась так называемая Сталинская архитектура.

На смену Ретроспективизму пришли такие стили как Конструктивизм и Авангард.



Конструктивизм - это стиль советской архитектуры периода конца 20-х начале 30-х годов. Стиль сочетает продвинутые технологии, инженерные системы и явно коммунистическую направленность. Главные характерные черты конструктивизма – строгость, лаконичность форм, геометрия и монолитность облика. Авангард - нечто совсем новое, во многом даже утопическое. 

Главные характерные черты конструктивизма – строгость, лаконичность форм, геометризм и монолитность облика. Конструктивисты даже создали свою официальную творческую организацию и разработали свой собственный функциональный метод проектирования. Метод этот основан на научном анализе функционирования сооружений, зданий, комплексов. Конструктивизм в архитектуре сохранился в своих характерных памятниках – фабриках-кухнях, Дворцах труда, рабочих клубах, домах-коммунах, которые были построены в те времена. Но многие проекты в этом стиле так и не были воплощены, и до наших дней дошли только в виде инженерных проектов и чертежей, которые сейчас можно увидеть в Московском музее Архитектуры. Среди них такие проекты как:

-Дворец Советов (420 метров в высоту, включая 100-метровую статую Ленина на крыше, и 7,5 млн. кубометров объема), строить который даже начали на месте взорванного Храма Христа Спасителя;
-Здание Наркомата тяжелой промышленности (который планировали возвести вместо ГУМа на Красной площади)
-Дворец Техники (должен был вмещать в себя научные и технические организации и заведения в новом стиле технократического конструктивизма)
-«Арка героев». Монумент героическим защитникам Москвы (Произведение Леонида Павлова «Арка героических защитников Москвы», который он предложил установить так же на Красной площади) и так далее (фото-коллаж ниже)


Творческие люди эпохи авангарда 1920-1930 гг. отвергали принцип «искусство ради искусства» и решили, что отныне оно должно служить исключительно практическим целям. Геометризм, плоские крыши, обилие стекла, нетрадиционные формы, полное отсутствие декора – вот отличительные черты этой архитектуры.

Но вместе с монументальными проектами в стиле Авангард существовали и скромные. Они больше относились к частным предпочтениям архитекторов-авангардистам. Например, для своих семей они строили здания вполне приемлемые простому пониманию. Одним из таких был главный архитектор русского авангарда Константин Мельников. В Кривоарбатском переулке в 1927—1929 годах он построил свой знаменитом дом-мастерскую.


Интереснейшее здание круглой формы с множеством шестиугольных окон. Внутри дома Мельников применил одну новаторскую идею - вместо стен межкомнатное пространство формировали передвижные перегородки. Вот как какой хочешь формы и размера комнату сегодня, такой с помощью этих перегородок и делаешь. Завтра можно было их переставить... Таких комнат можно было получить более 10 штук: передняя, гостиная, столовая, кухня, ванная, туалет, две детские комнаты, рабочая комната хозяйки, коридор, спальня, ещё и кабинет.

Оригинальный каркас стен создаёт возможность в процессе эксплуатации дома, не ослабляя несущих конструкций, и даже менять в случае необходимости расположение оконных проёмов, устраивая новые окна практически в любом месте стены и заделывая существующие.

Ста́линская архитекту́ра — направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов исторически стал называться "Сталинской эпохой". Архитектура этого стиля-эпохи подразумевает под собой несколько архитектурных стилей, объединённых общими чертами, отличающими сталинскую архитектуру от других направлений в архитектуре СССР и за рубежом. Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму в период правления И. В. Сталина, архитектурная политика подразумевала классический и монументальный стиль, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко.

После окончания Второй мировой войны Сталинская архитектура была также представлена в странах Восточной Европы, Китае, КНДР. В России начала XXI века наблюдается интерес к сталинской архитектуре и попытки её упрощенного копирования («новые сталинки»), а также реконструкция сталинских зданий с различной степенью воссоздания первоначального декора.

В ажурном переплетении улочек и переулков близ Гоголевского бульвара находим и таких представителей... В Сивцевом Вражке, на месте, где раньше стоял особняк, в котором проживал Ф.И Толстой, внук прабабушки Льва Николаевича, в 1937 году началось строительство Главного корпуса (№ 1) поликлиники № 1 УДП РФ




Строительство в 1937 году было прервано войной, и закончилось только в 1950 году. В советское время это была поликлиника Четвёртого Главного управления Минздрава СССР. Среди пациентов её всегда называли «кремлёвской».

Ста́линская архитекту́ра — направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов - подразумевает под собой несколько архитектурных стилей, объединённых общими чертами, отличающими сталинскую архитектуру от других направлений в архитектуре СССР и за рубежом: сталинский ар-деко, сталинский неоклассицизм и сталинский ампир. То есть данный стиль

13 января 1947 года по предложению И. В. Сталина Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы (праздновавшееся в 1947 году). Проект условно называли "8 сестёр". Одно здание так и не было построено,поэтому в Москве их оказалось семь,то есть "7 сестёр".

Одно, или одна, из этих "сестёр" находится в районе улицы Арбат, который так же входит в окрестности Гоголевского бульвара. Это здание МИД (Министерство Иностранных Дел РФ)


Высотка (Смоленская-Сенная пл., 32/34) построена в 1948—1953 годы (архитекторы профессор В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Центральный объём включает 27 этажей, высота здания — 172 м. Стиль - "сталинский ампир". Характерной особенностью высотки является огромный герб СССР на её фасаде. Первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно неизвестна, но, согласно распространённой легенде, речь идет о личном указании Сталина[10][11]. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

В глобальном понимании данный вид зодчества вошёл в так называемое обобщающее направление - Традиционализм, о котором я подробней расскажу в статье серии "Стили архитектуры" - Традиционализм.

Ну а данную статью я закончу коротким рассказом о современной архитектуре Москвы. Даже не расскажу, а просто покажу...

К концу XX века уже сложно выявить какие-либо стили. Современная архитектура - это калейдоскоп стилей. Рациональные подходы рассыпались на бесчисленное множество новых вариантов архитектурного дизайна. Появились новые технологии и материалы. И даже в историческом центре Москвы, прилегающем к Гоголевскому - видим огромное количество разнообразных, не похожих друг на друга зданий...






Даже вот такие Помпейские дома можно увидеть нынче в Москве... в окрестностях Гоголевского...


Впрочем... такие чудачества это уже совсем другая история... И о ней мы тоже поговорим в одной из следующих статей серии "Стили архитектуры"... 


Комментариев нет:

Отправить комментарий