четверг, 5 ноября 2015 г.

Колонны Древней Греции. Классицизм.

 Времена  ок. 1500 до н.э. - 250 до н.э.

Города.

Период античной культуры в области архитектуры признан - классическим. И до наших дней сохранились здания, построенные по принципам этой Европейской классики. Два этих стиля стали родоначальными для архитектуры как искусства вообще.  С чего же началось это искусство?! Откуда оно пошло?!

А пошло он от времён возникновения первых городов. Раньше люди жили в небольших поселениях на разных землях мира, занимались собирательством, земледелием и скотоводством для того, чтобы прокормить себя и свои семьи. Жили сами по себе. Так было до тех пор, пока у населения не появилась потребность в религии, в обществе. Пока люди не задумались о бытие и смысле жизни. Что же такое религия?

Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) - из Википедии. Религия - это Боги. А Богам нужно поклоняться. Места поклонения нужно было как-то организовать. И быть они должны - красивые, отличающиеся величием и  монументальностью. Появились религиозные постройки (святилища и храмы). Именно центры сосредоточения религиозных построек изначально и назывался - ГОРОД. 


Сначала были только храмы, затем вокруг них появлялись постройки (дома) обслуживающего персонала этих храмов: жрецов, которые проводили служения и жертвоприношения, они же были знахарями, писцами, хранителями библиотек и документов. В общем - занимали самые ответственные должности при Дворце. Затем возле храмов с домами жрецов, свои Дворцы стали возводить Владыки (цари, фараоны, императоры и т.д.). Появились дворцы - появились и дома слуг, рядом с дворцами, так, чтоб рядом с господином быть. Ну а раз есть жрецы, есть Владыки и их слуги, значит надо их кормить и обустраивать их быт. И вот вокруг храмов, дворцов и их слуг уже появляется рынок (лавки с продуктами и предметами быта). Так и возникали города в том понимании, к которому мы привыкли теперь. Дальше появлялись дома вельмож, которые руководили и следили за жизнью горожан, военные гарнизоны и развлекательные заведения. И вот вместо многочисленных разрозненных поселений образуется одно большое - Город. 


Самым древними городами, в районе 5300 года до нашей эры, были города на Ближнем Востоке (Месопотамия, Сирия), в Древнем Египте и Южной\Северной Америке (майа, ацтеки, инки). А в нашем государстве, на Руси, первые храмы появились после того, как Князь Владимир принял Крещение и перенял Византийскую культуру. Это произошло около 500 года до нашей эры. Но из чего же она складывалась первоначально?! Где её истоки? Как видим, история отлистывает страницы назад... К античным временам. 

С 1500 года до нашей эры первые города появились и в Древней Греции. Её высокоразвитой столицей были - Афины. "Золотой век" Афин приходится на период с 460 по 370 годов до нашей эры. Архитектура этих времён строилась по принципу опорно-балочного строительства, то есть все постройки строго прямоугольные, с чёткими горизонталями. Именно её формы стали основами для строительства зданий на целые поколения, на много веков вперёд. 

Одним из характерных элементов Древнегреческого стиля архитектуры является - энтазис колонн. Это утолщение колонны к низу. Подобие энтазиса можно увидеть на особняке Н. И. Миндовского


Правда этот особняк построен в стиле "неоклассицизм", но элемент видно замечательно. Вблизи, колонны толстые и неуклюжие. Но древние греки придумали это не просто так, здесь имеется очень точный перспективный расчёт: издалека такие колонны видятся идеально ровными и прямыми. Таким образом греки боролись с оптическими иллюзиями. 

Вообще, уникальный вклад Древней Греции в историю и стили архитектуры заключается именно в колоннах. Именно здесь были придуманы основные их виды: дорические, ионические и коринфские. 

Дорический ордер колонн - самый древний. Они тонкие сверху и утолщаются к низу. Изначально они украшались каннелюрами - вертикальными желобками прорезанными по всей длине колонны сверху вниз. Каннелюры заимствованы из Древнего Египта. Данный ордер за лаконичность и строгость считался - мужским ордером. 


Верхняя часть колонны - капитель - была самой простой. Она состояла из двух самых простых частей.


► В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. В греко-дорическом ордере капитель отделяется от ствола колонны горизонтальными бороздками, которых бывает от 1 до 5. Верхняя часть ствола колонны, в свою очередь, отделяется от нижней части колонны: в греко-дорическом ордере — небольшой бороздкой, а в римско-дорическом — выпуклым профилем-ремешком. 

В римском варианте Дорического ордера, как правило, не канеллирован ►
Постепенно греческие колонны становились более стройными и изящными. В процессе развития ордера изменилось и соотношение количества колонн на боковой части здания и на торцевых стенах.



Ионический ордер - от более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Я увидела этот вид колонн на особняке Тургеневых на Остоженке (в Москве). Дом на Остоженке был построен в 1819 году. Здесь жила мать писателя. 


На особняке колонны тоже уже без каннелюр. Надо сказать, в Москве таких - большинство. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют (завитков). Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями.

Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э. Колонна ионического ордера, в отличие от дорического, делится на три части: основание, ствол и капитель. Ионическая колонна выполняла не только свою основную функцию – поддерживать кровлю, но уже стала излюбленным декоративным объектом.

Они украшают Главный дом в усадьбе Горки-Ленинские...


А ещё их можно увидеть на многих дворянских особняках в самой Москве. Правда ниже они уже приукрашены изящным растительным орнаментом.

Государственный музей А. С. Пушкина (Москва)



Данный вид колонн перешёл из древности в более поздний французский стиль - стиль Ампир - в котором и построена эта усадьба (на фото). Стиль "ампир" является завершающим этапом классицизма, возник во второй половине XVIII века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века. В Российской империи этот стиль появился при Александре I. О нём мы поговорим позже.

Коринфский ордер - третий древнегреческий ордер. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. 



В классике: по окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками. Кроме того, имеются так называемые лилейки — волютки, цветки, розетки и другие декоративные элементы капители. Существует легенда, что своим появлением в конце V в. до н.э. коринфский ордер был обязан скульптору Каллимаха из Коринфа. Скульптор на каком то кладбище увидел плетеную корзину с вещами, увитую листьями аканта, она стала прообразом капители коринфской греческой колонны. Однако, есть предположение, что прототипом коринфского ордера являлась египетская капитель, декорированная листьями лотоса. 

Такими колоннами украшались Дворцы и особняки самых богатых, знатных горожан. На фото ниже Городская усадьба Долгоруких (Москва). В народе ансамбль парадного двора усадьбы с его необычным для города простором и уютом с давних пор стал стал литературным символом "усадебной Москвы" и традиционно связывается с "домом Ростовых" из "Войны и мира". 


Не всегда колонны в архитектуре были полными. Существует такое понятие как - полуколонна. Это колонна, одной стороной прикреплённая к фасаду здания, то есть выступающая из него на 3\4 своего диаметра. В истории архитектуры часто называют пилястрами.


Ещё одним характерным элементом Древнегреческой архитектуры являются - кариатиды. 

Кариати́да — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру. Полных кариотид на улицах Москвы мне пока не встретилось, но обязательно встретится. Зато на одном их симпатичных переулков Москвы я нашла особняк с кариотидами в виде пилястр. Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как говорят, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах.


В Средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко появляться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних — атланты.


На фото сверху, конечно, стилизация. Самые классические скульптуры Атлантов в России можно увидеть в Санкт-Петербурге, они поддерживают одно из зданий Эрмитажа. Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона или карниза. Может находиться на месте колонны либо пилястры. 

В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры будет использоваться термин Теламон. 

Ну и в заключении заметки о Древнегреческой архитектуре назову самые известные мировые шедевры, построенные в этом стиле. Это, конечно, Парфенон (Афины), Дворец Миноса (Лабиринт Минотавра в Кноссе) и Храм Артемиды в Эфессе (Западная Турция).  

Время шло. Крутилось колесо истории. В мире возникла новая несметная сила - Древнеримская Империя. Его Императоры захотели владеть всем миром. И вот великая Греческая культура полностью подчинена Риму. Началась новая эпоха в истории архитектуры. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий