вторник, 17 ноября 2015 г.

Древнеримская архитектура в Москве

Времена ок. 500 г. до н.э - 500 н.э.

Римская архитектура стала продолжением древнегреческой. И случилось это после того, как римляне в 146 г. до н.э. завоевали Грецию. Поскольку Рим уже был - Империей - императоры стремились окружать себя роскошью и помпезностью. Поэтому, взятая за основу древнегреческая архитектура, преукрашивалась и становилась более разнообразной. Это выражалось как в новшествах форм, так и в материалах строительства. Города из каменно-кирпичных превращались в мраморные, но мрамором, на самом деле, отделывались фасады зданий. А вот строились они из бетона. Во времена Древнего Рима бетон уже был известен. Появились новые виды театров и храмов, термы (бани) и акведуки. Жизнь в римском городе была более цивилизованной, чем в древнегреческом. В Европе появился первый водопровод, канализация, системы отопления и водостоков.

Сами города получили иную планировку. Если в Древней Греции улицы были строго прямыми, параллельными и перпендикулярными, что весьма упрощало процесс завоевания города, то улицы древнеримских городов уже стали извилистыми, с улицами, переулками и тупиками. Это запутывало неприятелей и, часто, заманивало в ловушки, умело расставленные римскими легионерами. В городе было всего две прямые улицы - главные: одна шла строго с севера на юг, вторая -  с запада на восток. На фото слева план древнего Рима. Именно на перекрёстке этих улиц и располагались главные строения города: базилика, форум, рынок, театр, термы и храм. Так родился прообраз Центра современных городов. 

Главной частью города - его сердцем  - был Форум. Римский форум (лат. Forum Romanum) — форум (площадь) в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (по-русски "вече", место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел политические функции. Эта площадь служила центром общественной жизни, и со временем из места для повседневного общения людей превратилось в место для тематического общения. 

Поскольку  в Древнем Риме бетон уже был известен, их архитектура характеризуется появлением огромных полусферных куполов (Пантеон), новой - круглой - планировкой зданий с изогнутыми линиями (в отличии от строго прямых древнегреческих) на подобии фортов Санкт-Петербурга в Кронштадте и Колизея в Риме, арочными мостами, которые стали основой для возведения акведуков и специфическими римскими аркадами (Колизей, Триумфальные арки). Кроме того, римляне усовершенствовали ордена древнегреческих колонн и ввели в архитектуру - медальоны - небольшие круглые пропагандистские барельефы с мифологическими сюжетами. Но обо всём по-порядку... 

Прообразом древнеримских куполов в Москве, наверно, можно назвать купол Первого Советского Планетария... Да и вообще, наш Планетарий сильно похож на древнеримский Пантеон. Единственным источником света в Пантеоне, как и в Планетарии, было круглое отверстие в крыше - окулюс. 



Только в Риме оно было совсем открытым, через него даже дождь капал внутрь постройки, а у нас оно - закрыто и служит площадкой для флага России. 

Ещё один прообраз древнеримского купола, а так же и олицетворение новых круглых планировок зданий, можно назвать появляющиеся во всех дворцовых парках и усадьбах - беседки Ротонды... 

Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны. Кстати, на фото слева - Ротонда в усадебном парке Горки Ленинские (в своё время - любимое место отдыха В.И.Ленина) - эти самые колонны также уже стилизованы под древнеримский орден. Римляне усовершенствовали греческие колонны, убрав с них каннелюры, оставив энтазис. "Новый"  орден стал называться - Тосканским. 

ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР, один из пяти римских архитектурных ордеров. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции. Фриз тосканского ордера лишен триглифов. Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам. Правила построения ордера изложены у Витрувия в его трактате Об архитектуре, 1 в. до н.э. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

Форму ротонды, как я уже писала, имеют как некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон), так и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. — парковые павильоны и беседки. В Москве форму ротонды, так же, имеют наземные павильоны некоторых станций метрополитена (Университет, ВДНХ, Рижская, Алексеевская, Парк культуры и др.). 

Ещё одним напоминанием о римских куполах и формах, можно назвать формы старейшего Храма Высокопетровского Монастыря в МосквеСобор святителя Петра, митрополита Московского (на фото - по центру храмового комплекса)


Это главная церковь Высоко-Петровского монастыря. Первый в русском зодчестве пример центрического многолепесткового храма (в плане — не квадрат и не прямоугольник, а наложение нескольких полукружий). Архитектура храма свидетельствует о том, что для строительства городов в Петровскую эпоху были привлечены итальянские зодчие. Правда здесь купол уже стилизован под более поздние стили, ближе к Византийскому. 

С изобретение римлянами Аркад в благоустройстве и украшении городов появились арочные мосты через реки, акведуки (т.е. водопровод)и парадные Триумфальные Арки.

Как я уже говорила, древнеримские города были очень цивилизованными. Их жители имели возможность пользоваться водопроводом, строили отопительные системы (в основном, в термах) и сточные. По всей Империи возводились - Акведуки. На фото - Ростокинский Акведук в Москве. 


Это самая простая, одноэтажная, постройка. А римляне строили многочисленные двуярусные акведуки для доставки воды в города и к промышленным предприятиям. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй. 

Появление акведуков в России, как и в Древнем Риме, было связано с возведением централизованных систем водоснабжения для крупнейших городов. Первые акведуки были сооружены по трассе самотечного Мытищинского водопровода 1781—1804 годов постройки в Москве. Вопреки распространённому мнению, акведуков на трассе этого водопровода было несколько. Кроме отреставрированного Ростокинского акведука существовало еще два: 

-Акведук через реку Яузу в районе слияния с рекой Работней к западу от Ярославского шоссе (разрушен при реконструкции шоссе в период между 2003—2006 годами);
-Акведук через реку Ичку возле МКАД (его остатки разобраны в 1998 году).

Источником водопровода послужили подземные воды в верховьях реки Яузы около села Большие Мытищи. Вода подавалась в Москву самотёком, для чего был сооружён подземный кирпичный водовод длиной около 16 км. Через долину Яузы вода шла уже по Ростокинскому акведуку. Длина его составляла 356 м, при ширине водовода 90 см и высоте 1,2 м. Далее водопровод шёл к Самотёчной и Трубной площадям, где находился бассейн, а затем к Неглинной улице с двумя фонтанами для разбора воды.

Через реки теперь перекидывались надёжные арочные каменные мосты. В Москве через Москава-реку перекинуто несколько таких мостов. Например, Большой Каменный Мост, который раньше назывался  - Всехсвятским... Это самый первый каменный мост на Руси. Сначала здесь был брод (волок), затем наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов. Напротив моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города, названные так по стоявшей неподалеку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву. В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Ныне, этот мост выглядит немного не так и находится на другом месте неподалёку, но суть и основные принципы римлян сохраняются во всех современных мостах.  На фото ниже - Новоандреевский мост.


Секция над рекой усовершенствованная стальная, а вот над дорогой - как раз в стиле римлян. 

Древнеримская Империя была одной из самых мощных и сильных. Легионеры завоёвывали новые и новые земли, одерживая блистательные победы. В их честь римляне устанавливали памятники. Самыми величественными из них были - Триумфальные арки. Мимо Руси эта традиция тоже не прошла. В 1829—1834 годах на московской площади Тверская Застава (на фото ниже), в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, так же была установлена Триумфальные Ворота. В простонародье их называют -Триумфальная Арка. 


Правда, изначально они были деревянными. Это была одна из многих арок, которые были установлены по маршруту следования возвращающихся русских войск. А в Петербурге, в тогдашней столице России, из дерева и алебастра выстроили Триумфальные Нарвские Ворота. После 1814 года Нарвские ворота пришли в негодность и были перестроены в камне на новом месте. 

Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге: архитектор Василий Стасов как раз возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Нарвскую Триумфальную арку Джакомо Кваренги, сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге. Для сооружения московских ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. 

Колонны и скульптура Арки — отливались из чугуна. И колонны были выполнены в стиле древнеримского Композитного ордена. 

Если у греков на колонны опирался свод или стены зданий, то есть колонны имели важную конструктивную функцию, то у римлян они стали служить лишь украшением. Поэтому древнегреческие ордена были облегчены, упрощены и украшены. Появились два новых стиля - Тосканский (см. выше) и Композитный. Колонны композитного (его еще называют сложным) ордера наиболее сложны в плане декора и совмещают в оформлении капители черты колонн и ионического, и коринфского профиля. Капитель колонны композитного ордера венчают одновременно и корона из листьев аканта, и две волюты небольшого диаметра. К композитному ордеру также принято причислять и другие римские колонны, чьи богато украшенные капители не вписываются ни в один из выше описанных ордеров. Те колонны в Риме, которые также причисляют к композитному ордеру, могли иметь в декоре капителей совершенно разнообразные элементы: резные цветы и листья, фигуры животных и мифических существ.

В эпоху русского классицизма, в связи с тем, что для архитектурных и градостроительных работ в Москву и Санкт-Петербург приглашались итальянские зодчие, композитный ордер очень быстро завоевал популярность. Его использовали в постройках разного назначения: от дворцов и храмов до тех самых триумфальных ворот и общественных зданий.

В моей коллекции фотографий Композитный орден встречается не часто. На днях я исправлю этот момент и помещу ещё фото в статью, а пока на некоторое подобие Композитных колонн можно взглянуть на фото Большого Академического Театра в Москве... 


И на фасаде Главного корпуса (№ 1) поликлиники № 1 УДП РФ. 


В советское время это была поликлиника Четвёртого Главного управления Минздрава СССР. Среди пациентов её всегда называли «кремлёвской». Строительство было начато в 1937 году, было прервано войной и достроено только к 1950-му году. 

Помимо вышеизложенного, из Древнего Рима к нам так же дошли фронтоны с круглым завершением, стилистически это выглядит так (если без "ушек" по краям полукруглого окна... 


...монументальные надписи через весь фасад - на фото Михайловкий Замок в Санкт-Петербурге


...рельефные медальоны, которые в Древнем Риме служили имперской пропагандой... В Москве подобные медальоны украшают особняк архитектора Лопыревского в Калошином переулке в Москве (близ Арбата). 




По преданию, Лопырёв – побочный сын одного из князей Голицыных, воспитанный в семье титулярного советника Лопырёва. Михаил Осипович работал на строительстве Оружейной палаты и Конюшенного корпуса в Кремле, а также состоял в комитете по построению храма Христа Спасителя и преподавал в Земледельческом училище. 

На московских усадьбах иногда тоже встречаются подобные медальоны... 


Да... В процессе погружения в древнеримскую архитектуру я поняла, что более наглядно и в большом количестве в российских городах её можно увидеть в Санкт-Петербурге. Именно он был построен как европейская столица, поэтому все римские приёмы использовались, скорее, там. А Москва - как-будто, более уездный, что-ли, город... А вот каких стилей в ней больше - разберёмся дальше... по ходу "расследования" так сказать... 

Полезные ссылки по теме: 


Комментариев нет:

Отправить комментарий